Статьи
Владимир Ушенин – исполнитель, педагог, исследователь
Первые музыкальные впечатления Владимира Васильевича Ушенина связаны с деятельностью отца, профессионального музыканта, человека широких разносторонних интересов и способностей. «С раннего детства меня окружала музыка – и военная, и популярная классическая, и развлекательная, звучащая в ту пору на танцевальных площадках или в парках в исполнении духовых оркестров, и различные арии из опер, романсы, вообще вокальный репертуар, который любил напевать дома мой отец Василий Матвеевич. Он обладал красивым сильным голосом, некоторое время обучался в музыкальном училище по классу вокала, а затем перешел на кларнет и по окончании училища долгое время работал в военных оркестрах.
Яркие воспоминания остались у меня от исполнения русских, украинских народных песен. По традиции в праздничные дни, да и при любом застолье, пелись народные песни, причем пелись общим хором, с различными подголосками; исполнение было очень выразительным, западало в душу.
В детстве я любил, когда мы приезжали в гости к маминым родственникам, особенно когда мне разрешали погостить у них подольше. Жили они в сельской местности, и, кроме чудесных песен, которые я там слушал, до сих пор вспоминаются холмистая степь, воздух, насыщенный запахом трав. Особенно ярко запечатлевалась сенокосная пора. Заготавливали много сена, нагружали на телегу, а затем меня усаживали сверху на свежескошенном копну, вручив поводья для управления.
Мое приобщение к публичным выступлениям проходило в воинских частях, где служил отец. На сцене, он ставил меня на стул, и я под кларнет пел популярные в то время песни: “Из мешка бери картошку”, “Вижу чудное приволье” и другие. Когда подросла сестра, мы начали в семейном кругу разучивать песни на несколько голосов. Какое-то время приходилось довольно трудно, но отец отличался целеустремленностью, большим энтузиазмом, и постепенно у нас сложился вполне приличный ансамбль. Очень запомнилась мне, в частности, грузинская песня “Сулико”.
В 8 лет Володя поступает в музыкальную школу. Педагоги рекомендовали обучать мальчика игре на скрипке, но родители предпочли популярный в то время инструмент – баян. Володю распределили в класс к Михаилу Федоровичу Внукову, сердечному и отзывчивому человеку, внимательному и требовательному педагогу. Уже первоклассником В. Ушенин принимал участие в концертах, проводимых музыкальной школой на предприятиях, в красных уголках, домах культуры, в образовательных школах. Тогда же состоялось и дебют на Ростовском радио – в прямом эфире Володя исполнил переложение песни “Полюшко-поле” Книппера. И повсюду начинающего артиста сопровождала мама – саамы близкий друг и наставник. Она терпеливо носила за сыном баян, гордилась первыми победами Володи, воспринимая его успехи как собственные. В то время В. Ушенин был он маленького роста, из-за баяна “Ростов-Дон” виднелись только глаза юного музыканта, и его любовно прозвали “баян с ножками”. Этот “баян с ножками” с удовольствием выступал на сцене как солист и в ансамблях с Сергеем Бланком, Михаилом Супруненко, позднее с Владимиром Скибой, увлеченно музицировал в баянном оркестре, которым руководил М. Ф. Внуков. Кроме того, В. Ушенин занимался в изокружке во Дворце пионеров, любил с мальчишками играть в футбол и шахматы.
Перед вступительными экзаменами в музыкальное училище родители купили Володе тульский цельнопланочный баян. Это был очень хороший инструмент, но большой и тяжелый. На экзамен по специальности пришлось вместе с баяном несли и подставку под ноги. И, когда В. Ушенин первый раз пришел на урок к своему преподавателю Анне Николаевне Крахоткиной, то она посоветовала позаниматься еще год на баяне “Ростов-Дон”.
Занятия проходили успешно. На втором курсе, участвуя в училищном конкурсе, Володя исполнил Финал из Сюиты для баяна А. Холминова и занял первое место. «Все давалась легко, я был хорошо подготовлен, мечтал о новых успехах, о поступлении в консерваторию, но мечтал еще по-детски, несерьезно. По-настоящему взялся за работу, осознав себя профессиональным музыкантом, я только на четвертом курсе. Анна Николаевна приболела, и мне пришлось практически самому подбирать и готовить выпускную программу по специальности. Предстояло сыграть уже такие серьезные произведения, как Чакона Баха, Увертюра из оперы “Руслан и Людмила” Глинки, «Фантазия на Закарпатские темы» Мяскова, Токката Чайкина. Необходимо было знакомиться с обширным репертуаром, самому выполнять переложения. Последний год учебы вообще оказался очень плодотворным и насыщенным. Большое влияние на нас оказал приехавший из Москвы, после окончания института им. Гнесиных, дирижер и балалаечник Станислав Викторович Цыганов. Его энтузиазм, очень эмоциональное, образное слышание музыки нас вдохновляли, заставляя отдаваться исполнению во время многочисленных концертов училищного оркестра. В ту пору выпускники подготовили немало добротных инструментовок, которые нами же и исполнялись. Плодотворно проходили уроки в классах старейшины донской музыкальной культуры Анатолия Константиновича Тополя (инструментовка, чтение партитур), Виктора Васильевича Собакина (дополнительный инструмент), Бориса Андреевича Булгакова (ансамбль)».
Параллельно с занятиями в училище Владимир приобретал и другие необходимые в жизни навыки. Начиная с первом курса училища он выезжал на летние месяцы работать в пионерские лагеря, где требовалось постоянно музицировать по слуху, а также участвовал в работе различных ансамблей и оркестров народных инструментов.
«Мой отец к этому времени завершил службу в армии, и его пригласили преподавать в Ростовское культпросветучилище. Отец достаточно хорошо владел несколькими инструментами, а в армейские годы он приобрел богатый опыт руководства оркестрами и ансамблями русских народных инструментов. Наряду с педагогической работой в культпросветучилище, отец возглавлял различные самодеятельные оркестры народных инструментов, мне же часто приходилось ему помогать, причем не только на баяне. Благодаря отцу я научился играть на домре, был концертмейстером домр в училищном и в консерваторском оркестрах, даже пробовал исполнять Концерт для домры с оркестром Будашкина», – рассказывает Владимир Васильевич.
В 17 лет, после окончания училища, В. Ушенин стал студентом Саратовской консерватории. Учился он у профессора Б. И. Скворцова, весьма эрудированного человека, прекрасного музыканта и к тому же невероятного энтузиаста. Борис Иванович придерживался в занятиях собственной методики, необычной и интересной: в течение года, наряду с оригинальным репертуаром, студент должен был сыграть большое количество переложений фортепианной и органной литературы – зачастую новой, практически неизвестной музыки. На дом Б. И. Скворцов задавал помногу, учить требовалось быстро, поскольку всякий раз намечались какие-то концерты, творческие поездки. На уроках он темпераментно показывал на рояле исполняемые сочинения, пел.
«На втором курсе родители купили мне регистровый готово-выборный баян “Россия”. Появление инструмента предоставило долгожданную возможность полноценного исполнения переложений, прибавило увлеченности в занятиях. Занимался я много, хотя условия для этого были, мягко говоря, не очень подходящими. Классов хронически не хватало, баянистам их чаще всего не выделяли. Приходилось музицировать в коридорах, полуподвальных помещениях, по несколько человек рядом, чуть ли не спиной к спине. В этой ужасном шуме и сплошной какофонии нами разбирались и выучивались произведения, готовились программы к зачетам и экзаменам. Счастливчики занимали места в гардеробе или в вестибюле, под лестницей. Там хоть удавалось послушать себя. И все же, несмотря на такие трудности, в ту пору сформировалось немало интересных музыкантов, которые и в годы учебы, и в дальнейшем серьезно заявили о себе. Не случайно у баянистов считалось нормой регулярно выступать с сольными концертами.
Жизнь в Саратове проходила очень насыщенно и интересно. Богатые и разнообразные впечатления возникали у нас благодаря концертам, культурным событиям. Частью этой жизни являлась и консерватория, причем, если на концерты в филармонию нужно было покупать билеты, что многим студентам в то время оказывалось не под силу, то в Большой зал консерватории нас пропускали бесплатно. Там два раза в неделю выступали замечательные музыканты – солисты, хоры, оркестры.
Консерватория для большинства студентов стала и родным домом. Жили по преимуществу все на квартирах. Общежитие было маленьким и тесным, в нем не хватало места ни для занятий, ни для отдыха. Поэтому мы все время проводили в консерватории».
Студенческая жизнь В. Ушенина в Саратове протекала динамично, увлекательно, но не без сложностей. Родители помогали, как могли, деньгами и продуктами, однако Владимиру приходилось зарабатывать и самому. Одно время он пробовал свои силы в занятиях работе с вокально-инструментальным ансамблем, но по-настоящему увлекли молодого баяниста выступления в составе самодеятельного оркестра русских народных инструментов ДК Трудовых резервов. Это был огромный коллектив (около ста человек), которым руководил очень энергичный и целеустремленный человек – Виниамин Любкин. Он так организовал сумел организовать занятия, что учащиеся профессионально-технических училищ, поначалу не имевшие никаких музыкальных навыков, спустя короткое исполняли довольно сложные сочинения: «Пляску скоморохов» Чайковского (из музыке к пьесе А. Островского «Снегурочка»), Фортепианный концерт Аренского и проч. Оркестр часто гастролировал в других городах. Вместе с коллективом В. Ушенин трижды выступал в Москве, в Кремлевском Дворце съездов. Подобные поездки расширяли кругозор музыканта, предоставляли возможность ознакомиться с культурной жизнью столицы, побывать на концертах, театральных спектаклях, на выставках и в музеях.
«Большое место в пору моего студенчества занимал спорт, – вспоминает Владимир Васильевич. – Зимой в консерватории выдавали напрокат коньки и лыжи. Напротив располагался каток “Динамо”, а для лыжных прогулок имелись прекрасные лесные уголки, базы отдыха. Летом можно было взять напрокат велосипед и уже после занятий, перед сном проехаться по ночному городу. На каникулах мы отдыхали в своем студенческом лагере, в палатках, на одном из волжских островов под названием Дубовая грива. Кроме того, я в течении 5 лет занимался плаванием и выполнил норматив второго разряда. Большой популярностью у нас пользовались и шахматы, мы даже участвовали в городских соревнованиях».
И все это, вместе взятое, помогало самому главному – профессиональному самосовершенствованию, завоеванию новых высот баянного исполнительства. С третьего курса Владимир регулярно выступал с сольными концертами по городам Поволжья и Северного Кавказа, а начиная с четвертого принимал участие в различных конкурсах.
После окончания консерватории В. Ушенин по распределению приехал на работу в город Элисту (Калмыкия), где некоторое время преподавал в музыкальном училище. Но жизнь в Элисте его не привлекала Владимира, и, после службы в армии, он в 1970 году вернулся в Ростов.
С первых дней активно Владимир включился в музыкальную и культурную жизнь родного города. Именно в Ростове полностью раскрылись стороны его многогранного дарования. Накопленный исполнительский потенциал и тяготение к сольной концертной деятельности реализовались в выступлениях, проходивших поначалу в содружестве с музыковедом, историком и краеведом, педагогом-скрипачом, заведующим учебной частью музыкальной школы им. Римского-Корсакова, где в 1970-1976 годах работал В. В. Ушенин, – Рувимом Моисеевичем Клячко. Параллельно с 1971 по 2003 годы Владимир Васильевич работал в музыкально-литературном лектории Ростовской областной филармонии. В качестве солиста и аккомпаниатора концертных бригад он исколесил всю Ростовскую область. Стремление к совершенствованию привело В. В. Ушенина в ассистентуру-стажировку Саратовской консерватории (кл. Б. И. Скворцова), побуждало ежегодно выступать с новыми сольными программами, участвовать во всесоюзных отборочных прослушиваниях на международных конкурсах.
И в дальнейшем сольное исполнительство осталось одним из важнейших направлений деятельности Владимира Васильевича. Так, в 1980 году В. В. Ушенин участвовал в Международном фестивале в Турку (Финляндии). Как солист и ансамблист (в дуэте с заслуженным артистом России, ректором Ростовской консерватории, профессором Александром Степановичем Даниловым) по линии Госконцерта он выезжал в 1985 году на гастроли в Финляндию и Швецию, причем тогда же Национальное радио Швеции подготовило передачу “Играет Владимир Ушенин”, а Финлянское радио осуществило запись программы дуэта. В 1987 в качестве солиста и аккомпаниатора творческой группы В. В. Ушенин выезжал с концертами в Таиланд и Японию. В 1996 как солист и ансамблист (в дуэте с балалаечником, доцентом РГК В. В. Кривоносовым) выступал в Германии. В 1995 году Владимир Васильевич записал на ростовской студии «Мелотон» сольную аудиокассету ”Популярная классика, фольклор, мюзетт”:
И. Бах – Органная токката и фуга ре минор
Д. Скарлатти – Соната “Пастораль”
Ф. Мендельсон – Рондо каприччиозо
П. Чайковский – Подснежник из цикла “Времена года”
С. Рахманинов – А. Яшкевич – Итальянская полька
А. Хачатурян – Токката
В. Иванов – Обработка русской народной песни “Утушка луговая”
В. Гридин – “Рассыпуха”
А. Сурков – Обработка русской народной песни «Во поле береза стояла»
В. Зайчиков – Семеновна
М. Блантер – И. Паницкий – Вальс “В лесу прифронтовом”
Р. Бажилин – Вальс “Уходя”
А. Астье – Вальс “Осенняя ностальгия”
В. Черников – Одинокая гармонь
В. Семенов – Фантазия “Памяти В. Шукшина”
Сольные выступления В. В. Ушенина неизменно вызывали значительный интерес у публики, но артист почувствовал, что лучше всего он сможет выразить себя в ансамблевом музицировании. К этому побуждал Владимира Васильевича и огромный опыт работы с различными ансамблями и оркестрами. В 1976 году В. В. Ушенин организовал ансамбль русских народных инструментов “Калинка”, задуманного по принципу классического квинтета. Именно особенностями состава, объединившего самые яркие и многофункциональные инструменты оркестра, предопределялись многообразные художественные и колористические возможности нового коллектива. Уже спустя три месяца после создания ансамбля последовали первые гастроли «Калинки» по Ростовской области совместно с вокалистами Леонидом Фарапоновым (ныне – заслуженным артистом России, солистом областной филармонии), Надеждой Чернявской и артистом разговорного жанра Александрой Рейф.
В дальнейшем творческая жизнь коллектива складывалась весьма успешно. В 70-80-е годы ансамбль вел активную концертную деятельность (число концертов порой достигало ста и более). В 1978 году «Калинка» завоевала звание лауреата Всесоюзного творческого конкурса в Воронеже, посвященного Х1 Всемирному фестивалю молодежи и студентов, через два года была удостоена премии Донского комсомола. С 1984 года ансамбль включили в гастрольный план Госконцерта и Росконцерта. В 1985 году коллектив принял участие в XII Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве, в 1986 – стал лауреатом Ш Всероссийского конкурса исполнителей на народных инструментах в г. Туле (III премия). С каждым годом расширялась география гастролей коллектива по стране: Прибалтика, Сибирь, Урал, средняя полоса России, Поволжье, Армения. «Калинка» побывала во многих странах мира – Болгария, Румыния, Германия, Франция, Финляндия, Дания, Норвегия, Испания, Португалия, Великобритания, Марокко, Сомали.
Ансамблю удалось в полной мере реализовать свой многообразный потенциал и в сфере звукозаписи. Для фондов Всесоюзного радио коллективом было записано около 30 пьес. В 1989 году фирма “Мелодия” выпустила пластинку ансамбля «Калинка» (под название “Ой, да ты, калинушка”), включавшую следующие произведения:
А. Мищенко, И. Перцев – Фантазия на две казачьи песни “С по-над лесом” и “Ой вы, морозы”
В. Скотников – Фантазия на тему песни Б. Мокроусова “Одинокая гармонь”
Ю. Весняк – Три сказки
А. Муромцев – Пьеса для солистов
А. Муромцев – Хоровод и Тройка
И. Стравинский – Русская из балета “Петрушка”
А. Данилов – Обработки двух казачьих песен “Ой, да ты, калинушка” и “Из-за горочки туманик выходил”
А. Мищенко, И. Перцев – Обработка казачьей песни “Уж ты бабочка, бабеночка”
Е. Дога – Вальс из к\ф “Мой ласковый и нежный зверь”
Н. Быкадоров – Фантазия на темы песен М. Блантера
А. Шалов – Ах, не лист осенний
Б. Трояновский – Плясовой наигрыш
А. Наюнкин – Как у бабушки козел
В 1998 году ростовской студией «Надежда» были выпущены два лазерных диска ансамбля. Первый из них, под названием «Играет Калинка», основывался на записях вышеупомянутой грампластинки с прибавлением новых пьес: Скерцо Мендельсона (из музыки к комедии У. Шекспира «Сон в летнюю ночь), «Джазового экспромта Цыганкова, «карамельного аукциона» и «Веселого рэга» Бажилина, русских народных песен «Калинка» и «Светит месяц» в обработке участников ансамбля. Второй диск – «Застенчивый ирис», записанный совместно с лауреатом Всесоюзного конкурса «Новые имена» Надеждой Образцовой, составили вокальная музыка донского композитора Юрия Весняка и русские народные песни.
В 1991 году за заслуги в области музыкального искусства В. В. Ушенину было присвоено почетное звание заслуженного артиста России.
Значительное место в жизни Владимира Васильевича, помимо исполнительской деятельности, принадлежит педагогике. Только в Ростовской консерватории, где В. В. Ушенин преподает с 1971 года (ныне профессор), им подготовлено и выпущено более 50 специалистов. Назовем лишь наиболее известных воспитанников Владимира Васильевича: лауреат международного конкурса в Клингентале (Германия) Владимир Шишин (I премия, 1977), дипломант 1-го Всесоюзного конкурса баянистов аккордеонистов в Новосибирске Людмила Шляконите (IV место, 1979), лауреаты Ш Всероссийского конкурса исполнителей на народных инструментах в Туле – трио баянистов в составе: Игорь Ильинский, Александр Данько и Александр Николаев (I премия, 1986), лауреаты IV Всероссийского конкурса в Горьком – трио баянистов в составе: Борис Полун, Константин Перелевский и Андрей Полун (I премия, 1990), лауреаты Международного конкурса “Гран-При” в Андрезьё-Бутеон (Франция) – трио баянистов в составе: Борис Полун, Евгений Калашников и Андрей Полун (Кубок и золотая медаль, 1991), лауреат международных конкурса “Гран-При” в Андрезьё-Бутеон Александр Ляшенко (I место и золотая медаль, 1991; Кубок и золотая медаль в дуэте с домристкой Ириной Ляшенко 1994), лауреат Международного конкурса “Гран-При” в Андрезьё-Бутеон Дмитрий Васильев (Кубок и золотая медаль в дуэте с Евгением Вальченко, 1994), лауреат Всероссийского конкурса исполнителей на народных инструментов – студентов музыкальных вузов в Астрахани Александр Вах (III премия, 1994), лауреат I Международного конкурса ансамблей народных инструментов «Радуница» в Тамбове Сергей Троенко (I премия в составе секстета русских народных инструментов, 1998), лауреаты Международного конкурса «Балтика-гармоника» в Санкт-Петербурге – дуэт баянистов в составе: Дмитрий Гордиенко и Алексей Очеред (I премия, 1999), композиторы Роман Бажилин и Александр Доренский.
Весьма насыщенной и разнообразной является общественно-просветительская деятельность В. В. Ушенина. В 1977 году он организовал и на протяжении 8 лет руководил циклами абонементных концертов "Русские народные инструменты", "Мастера искусств – для детей и юношества" в музыкальных школах области (ежегодно проходило более 100 концертов). В 80-е годы Владимир Васильевич провел серию из 12 передач на Ростовском радио о донских баянистах – исполнителях и педагогах. В. В. Ушенин участвует в работе жюри различных конкурсов, в том числе I Международного конкурса ансамблей народных инструментов "Радуница" в Тамбове, Южнороссийского конкурса баянистов и аккордеонистов "Большой приз Дона" в Ростове-на-Дону, Международного конкурса "Балтика-гармоника" в Санкт-Петербурге. С 1998 года В. В. Ушенин работает редактором музыкальной литературы для народных инструментов издательства "Феникс" (Ростов-на-Дону).
Стремление передать накопленные знания, опыт и репертуар молодым музыкантам – исполнителям, педагогам, руководителям творческих коллективов – реализовалось в целом ряде публикаций В. В. Ушенина: методических пособиях "Звукоизвлечение и организация движений технического аппарата баяниста (аккордеониста)" (Ростов-на-Дону, 1981), "Работа с ансамблем русских народных инструментов" (М., 1986), статьях "Земная клокочущая мощь" (о Вячеславе Семенове, журнал "Дон", 1986, № 3), "Работа со смешанным ансамблем русских народных инструментов" (в книге: Музыкальная педагогика и исполнительство на русских народных инструментах: Сб. трудов института им. Гнесиных. Вып. 74. М., 1984), "Вопросы воспитания навыков ориентирования на правой клавиатуре баяна" (Тамбов, 1997), репертуарных сборниках "Играет "Калинка" (выпуски 1–2, Ростов-на-Дону, 1981-1983), "Музыкальный лубок" (М., 1991), "Русская классика и фольклор в репертуаре ансамбля "Калинка" (Ростов-на-Дону, 1993).
Доктор педагогических наук,
заслуженный деятель искусств России,
ректор Тамбовского музыкально-педагогического института
профессор А.С. Базиков
Статья опубликована в книге В. Ушенина «Из истории баянного исполнительства на Дону». Ростов-на-Дону. Издательство РГК, 1999.
|
Дорогие друзья!
Я искренне рад приветствовать вас на моем сайте!
Здесь Вы сможете найти:
Около 100 аранжировок для различных видов ансамблей и переложений для баяна соло.
В описании изданий Вы сможете прочитать одну из глав некоторых книг.
Компакт-диски ансамбля "Калинка" и
видеозаписи концертов этого коллектива.
А также, сможете ознакомиться с информацией о моей «».
Популярные книги
Исполнительское мастерство современного баяниста (аккордеониста)
Школа игры на аккордеоне
|