Статьи
Неистовому организатору (к 60-летию А.С. Базикова)
Первая встреча, первое знакомство с Александром Сергеевичем Базиковым, ставшее началом дальнейшее творческих контактов и дружеских отношений, произошла 40 лет назад в городе Орджоникидзе (ныне Владикавказ), когда я был еще студентом 5 курса Саратовской консерватории. Это были традиционные гастроли класса моего замечательного педагога – Бориса Ивановича Скворцова по городам Поволжья и Северного Кавказа. Готовясь к выступлению, я занимался в одном из классов музыкального училища. Вдруг из соседнего класса я услышал игру баяниста, которая меня заинтересовала. Мне захотелось ее подкорректировать (видимо педагогические задатки в то время уже проявлялись). Я зашел в соседний класс, и мы достаточно продолжительно занимались над нотным текстом, искали лучшую трактовку и т.д.
С тех пор прошло достаточно много времени. Интересуясь жизнью Саратова, по рассказам я знал, что у Скворцова Б.И. учится талантливый музыкант, который в дальнейшем был направлен на административную работу. Но для меня стало большой неожиданностью, когда меня, к тому времени преподавателя Ростовского музыкально-педагогического института пригласил с концертами моего класса и методической помощью директор Балашовского музыкального училища Базиков А.С.
Выяснилось, что в его памяти остался тот единственный урок-общение, заставивший поверить в мои педагогические способности. В дальнейшем я находился в постоянном контакте с Александром Сергеевичем: привозил своих студентов, выступал с концертами ансамблем «Калинка», которым я руководил, проводил открытые уроки, давал мастер-классы. Уже в то время в Базикове чувствовалась хватка молодого, знающего и умелого руководителя, собирающего вокруг себя единомышленников, преданных музыкальному искусству интересных людей, способных увлечь, повести за собой молодежь.
Уже в те годы в его характере проявлялись черты, ставшие основой его жизненных и творческих достижений. На мой взгляд, слагаемые его успехов не только в постоянном самосовершенствовании, но и тех корнях, питавших его на начальном этапе становления личности. Во-первых, на мой взгляд, это его казачьи корни (родился и вырос Александр в городе Каменске Ростовской области, бывшей казачьей станице Каменской). В его характере просматриваются и кавказские черты (4 года обучения в музыкальном училище Владикавказа не прошли даром). Это, конечно же, спортивный дух победителя (занятия борьбой самбо, где он добился значительных успехов). Но, пожалуй, самое главное – это дух Саратовской консерватории, ее глубокое академическое музыкальное воспитание, личность Б. И. Скворцова, у которого мы, все его ученики, почерпнули все побеждающий оптимизм, веру в жизнь, как неиссякаемый источник человеческого творчества и бесконечности познания.
Перечисленные черты Александра уже в балашовский период проявились очень ярко. Вспоминается эпизод, когда с моим трио баянистов в составе И. Ильинский, А. Данько и А. Николаев (ставшие в 1986 году лауреатами I премии Всероссийского конкурса) после успешных гастролей в Балашове готовились к отъезду. Поезд отправлялся ночью, и Александр Сергеевич, уложив нас спать, остался дежурить у телефона, постоянно позванивая на станцию, так как поезд «Новосибирск-Адлер» постоянно опаздывал. Ночью слышим команду: «Подъем, поезд через 10 минут!». Быстро собрались, заехали за студентами в гостиницу, подъезжаем к вокзалу, смотрим – наш поезд стоит. Стали прощаться. Заходим в вагон, но что это?... В окне тамбура я увидел медленно проходящий мимо поезд с тем же названием. Каково же было наше огорчение, когда оказалось, что мы сели в поезд, отправляющийся в другую сторону. Роковое совпадение, когда в одно и тоже время, на одной станции встречаются два одинаковых поезда. Мы быстро выскакиваем из вагона. Базиков в недоумении: «Что случилось?». А когда узнал, спокойно сказал: «Сейчас догоним на соседней станции. Здесь недалеко».
Сажает нас в только что приобретенную новенькую «Ладу-пятерочку» и мы пускаемся в погоню. Но не тут-то было: дорогу, по которой мы должны были ехать ремонтировали, и на пришлось ехать по наспех построенной объездной дороге, по небрежно проложенным бетонным плитам. Нужно сказать, что новенькая «Лада» явно не выдерживала испытания: пять человек, плюс три баяна «Юпитер» и багаж. Мягкие рессоры просели, и на каждом стыке бетонных плит машина цеплялась днищем. Я чувствовал, как при каждом ударе Александр весь сжимался, но мужественно продолжал путь. Конечно, при такой езде на соседнюю станцию мы немного опоздали, увидели огни уходящего поезда. Тогда Базиков решительно предложил: «Так, едем до следующей станции. Это, правда далековато, но должны успеть». Дело было весной. Дороги представляли собой жалкое зрелище, трасса была разбита с огромными ямами. Александр на полной скорости лихо мчался, маневрируя между ними, пытаясь не терять скорость. Такая гонка продолжалась больше часа. К сожалению, мы и на следующую станцию опоздали, уже не увидев уходящих огней поезда. Пришлось ехать на другом поезде с пересадками, но это была уже другая история. Этот эпизод остался в моей памяти как проявление характера, силы воли в преодолении и достижении цели, не смотря на возникающие трудности.
Другой, не менее важной чертой характера Александра Сергеевича, является его умение убеждать, поднимать на значительные дела, заинтересовать интересной идеей. Когда создавался в Тамбове музыкально-педагогический институт, А. С. Базиков предложил мне помочь в организации работы кафедры народных инструментов. Я согласился. Мне интересно было попробовать себя в новом качестве. Конечно, руководил всем Александр Сергеевич. Моя помощь, по сути, заключалась в передаче накопленного опыта работы в Ростовской консерватории: занимался со студентами по специальности, ансамблю, вел курсы истории исполнительства и методики, написал несколько программ по предметам. Было много работы, но было очень интересно. Я чувствовал себя молодым комсомольцем, призванным строить БАМ.
Постепенно создавался педагогический коллектив единомышленников. В то время на кафедре работали и мои выпускники: Р. Н. Бажилин, И. В. Ильинский, Р. В. Семьянинов, продолжавшие традиции ростовской исполнительской школы. Но и были сложности связанные с необходимостью регулярных поездок в Тамбов, проживанием в общежитии и т. д. И это на протяжении 6 лет!!! Особенно утомляла поездка в поезде «Ростов-Тамбов», который не спеша, с остановками на каждой станции, в течение суток доставлял меня к месту работы. В этих поездках особенно доставала популярная в те годы песня «Мальчик хочет в Тамбов…», которую исполняли на каждой станции. Мальчик, т. е. я, иногда и не очень хотел ехать в Тамбов.
В дальнейшем я часто задавал себе вопрос, а была необходимость в таких поездках, сомневался в рациональности подобной деятельности. Но, по прошествии времени, когда я вновь приехал в Тамбов и увидел лица своих бывших студентов, глаза, в которых отражался интерес и преданность делу, почувствовал, что в этом есть и частичка моего вклада, частица моей души, я понял, все что делалось было не зря, что все принесло свои всходы. И в этом я благодарен Моему другу и единомышленнику – Александру Базикову. С юбилеем тебя, дорогой мой человек. Дальнейших тебе успехов и свершений.
Заслуженный артист России,
кандидат искусствоведения,
профессор Ростовской консерватории
профессор В.В. Ушенин
|
Дорогие друзья!
Я искренне рад приветствовать вас на моем сайте!
Здесь Вы сможете найти:
Около 100 аранжировок для различных видов ансамблей и переложений для баяна соло.
В описании изданий Вы сможете прочитать одну из глав некоторых книг.
Компакт-диски ансамбля "Калинка" и
видеозаписи концертов этого коллектива.
А также, сможете ознакомиться с информацией о моей «».
Популярные книги
Исполнительское мастерство современного баяниста (аккордеониста)
Школа игры на аккордеоне
|