Статьи
Ансамбль «Кисловодское трио баянистов»
Трио И. Ильинский - А. Данько - А. Николаев
Замысел создания баянного ансамбля подлинно профессионального уровня зародился у меня под впечатлением от блестящих выступлений Сыктывкарского и Липецкого трио баянистов на II Всероссийском конкурсе исполнителей на народных инструментах (Ленинград, 1979 г.). Долгое время подходящих молодых музыкантов найти не удавалось, но после вступительных экзаменов 1981 г, когда ко мне в класс были зачислены Игорь Ильинский (выпускник Ставропольского музыкального училища, класс В.Б. Колесникова) и Александр Данько (выпускник Ростовского училища искусств, класс Н.И. Григоренко), давнее желание, наконец, удалось осуществить. Игорь и Александр обладали ярко выраженным потенциалом для ансамблевого музицирования, прекрасно зарекомендовали себя на различных прослушиваниях и юношеских конкурсах.
В качестве третьего участника ансамбля мы решили пригласить Александра Николаева, который поступил в РГМПИ после окончания Минераловодского музыкального училища (класс С.И. Довгань) и был распределен в класс В.И. Шишина. Среди своих однокурсников Александр выделялся целеустремленностью и стабильностью в работе.
Разумеется, каждый из студентов-баянистов мечтал в ту пору о сольной карьере и лауреатских званиях, однако, молодые музыканты, составившие трио, самым серьезным образом отнеслись к моему намерению создать высокопрофессиональный коллектив, тем более у всех в памяти отложилось великолепное выступление Сыктывкарского трио в Ростове-на-Дону перед участниками зонального конкурса учащихся музыкальных училищ Юга России. Нас поразила тогда уникальная форма ансамблевого музицирования, намного превосходящая масштабы исполнительских возможностей одного инструменталиста. Поэтому оба Александра и Игорь с энтузиазмом поддержали высказанную мной идею.
Занятия в классе ансамбля, согласно учебному плану, начинались только с третьего курса, но для создания трио по-настоящему высокого уровня следовало браться за работу немедленно. Это требовало от участников коллектива дополнительных усилий и времени. В течение первого (адаптационного) семестра молодые музыканты выучили только одно произведение — обработку В. Гридина «Утушка луговая», поскольку им приходилось приноравливаться к новым условиям жизни и вузовским требованиям. Впрочем, за эти полгода коллективу удалось решить такую важную задачу, как приобретение баянов марки «Юпитер», необходимых для достижения поставленной цели.
Существенным импульсом к ускорению наших занятий явился Всесоюзный отборочный тур международных конкурсов «Кубок мира» в Гамбурге и «Дни гармоники» в Клингентале, проходивший в феврале 1982 г. в Воронеже. С сольным концертом перед участниками и гостями выступило «Липецкое трио баянистов», кстати говоря, сделавшее подарок заведующему кафедрой народных инструментов РГМПИ В.А. Семенову — инструментовку его «Донской рапсодии». После концерта, встретившись с участниками замечательного коллектива и рассказав о собственных планах в сфере ансамблевого музицирования, я попросил коллег поддержать нашу инициативу и поделиться имеющимся репертуаром.
Отклик на высказанную просьбу превзошел все ожидания: помимо упомянутой «Донской рапсодии», нам удалось получить обработки «Ой, пала, припала молодая пороша» и «Отдавали молоду» А. Тимошенко, «Молитву» из «Готической сюиты» Л. Бельмана, «Воронежские наигрыши» Ю. Романова. Перечисленные произведения и стали фундаментом для профессионального роста коллектива, побудив молодых инструменталистов к поиску новых сочинений и аранжировок, соответствующих техническим и выразительным возможностям такого масштабного ансамбля, как трио баянов. При этом в каждую из осваиваемых пьес ростовчане привнесли немало оригинальных «штрихов», а «Донская рапсодия» была единодушно признана «визитной карточкой» ансамбля — одного из самых ярких интерпретаторов данного сочинения.
Первое ответственное выступление «Кисловодского трио баянистов» состоялось в Большом зале областной филармонии 2 мая 1982 г.: молодым музыкантам было отдано первое отделение, во втором солировала «Калинка».
Общими усилиями нам удалось решить и проблему трудоустройства участников коллектива: поначалу они работали аккомпаниаторами в хоре, танцевальном и вокальном фольклорном кружках «ДК химиков», а начиная с 1983 г. были приняты в филармонию, где регулярно выступали с сольными концертами и в «квартете» с певцом Петром Капирулиным (как в Ростове-на-Дону, так и, преимущественно летом, в сельских районах области).
Разумеется, без дальнейшего совершенствования каждого участника трио на сольном поприще было бы трудно рассчитывать на дальнейший прогресс коллектива. Индивидуальной подготовке молодых музыкантов уделялось самое серьезное внимание. К примеру, еще на II курсе, ознакомившись с программными требованиями Всероссийского конкурса баянистов имени И. Паницкого (г. Саратов, 1983 г.), Игорь и оба Александра в короткий срок выучили необходимые произведения. На концертах в музыкальных школах и училищах г. Ставрополя и г. Минеральных Вод участники трио демонстрировали слушателям как ансамблевый, так и сольный репертуар.
Серьезной проверкой на зрелость коллектива стали выступления в абонементных циклах «Русские народные инструменты» и «Мастера искусств для детей и юношества», проводимых Ростовской областной филармонией в 1983–1985 гг. по музыкальным школам и училищам области. Уже сам факт участия трио в филармоническом абонементе, наряду с такими авторитетными исполнителями как Вячеслав Семенов, Александр Данилов, Владимир Шишин, Леонид Сетраков, Владимир Ушенин, Виктор Кривоносов, Михаил Зацепин, говорил о достаточно высоком уровне профессионализма и большом творческом потенциале молодых музыкантов. Помимо уже апробированных сочинений, в этих концертах прозвучали и новые произведения: органная «Фантазия соль минор» И.С. Баха, органная «Прелюдия и фуга на тему BACH» Ф. Листа, «Масленица» из балета «Петрушка» И.Ф. Стравинского, «Концертная лезгинка» М. Кажлаева, «Рассыпуха» В. Гридина, «Старогородская сюита» В. Черникова, «Хороводная» К. Савцова.
Многие из аранжировок перечисленных пьес рождались в порыве вдохновения. Так, инструментовка листовской «Прелюдии и фуги на тему BACH» была мной выполнена в… самолете, во время авиарейса Москва–Копенгаген, куда направлялся на гастроли ансамбль «Калинка». Под впечатлением от сольных программ Вячеслава Семенова появились инструментовки «Масленицы» И.Ф. Стравинского** и Финала «Органной Сюиты» О. Мессиана***. Услышав их в исполнении прославленного маэстро, я почувствовал, что подобный репертуар может великолепно прозвучать в ансамблевом варианте. Не менее интересной оказалась работа над «Концертной лезгинкой» М. Кажлаева, инструментовка которой была сделана мной с симфонической партитуры. Естественно, что созданию этих переложений предшествовала кропотливая работа, прежде всего, основательное изучение разнообразных нюансов звучания и взаимодействия инструментов в баянном трио.
Важным этапом в деятельности коллектива стали сольные концерты в музее русско-армянской дружбы «Сурб-Хач», проходившие в 1983–1984 гг. Донская публика с энтузиазмом приняла ансамблевые трактовки популярной органной музыки, виртуозных пьес классических и современных авторов.
В эти годы большое влияние на участников трио оказала дружба с одним из интереснейших композиторов-баянистов Вячеславом Черниковым (Скотниковым). Их знакомство состоялось в годы учебы Вячеслава в Ростовском музыкально-педагогическом институте по классу композиции у заслуженного деятеля искусств РСФСР, профессора А.И. Кусякова. Ранее В. Черников окончил Воронежский институт искусств, работал в баянном трио ансамбля «Воронежские девчата» и музыкальном лектории Воронежской филармонии, участвовал в различных конкурсах исполнителей на народных инструментах****. Вячеслав приехал в Ростов, будучи уже довольно известным композитором, автором популярных обработок народных песен и эстрадных пьес для баяна. В РГМПИ В. Черникова зачислили сразу на третий курс. С Кисловодским трио баянистов у него сложились теплые, дружеские отношения.
Все вновь создаваемые сочинения Вячеслав прослушивал поначалу в исполнении данного коллектива — своеобразного «сверхинструмента», способного по-настоящему «озвучить» авторские замыслы. В частности, знаменитая редакция «Старогородской сюиты», позднее восторженно принимавшейся слушателями всей страны, создавалась в тесном контакте с коллективом. Не менее существенным фактом явилось участие трио в исполнении программы В. Черникова на выпускном экзамене по композиции, где, помимо упоминавшейся «Старогородской сюиты», прозвучала и «Симфоническая поэма» для трех баянов, посвященная 40-летию Победы*****.
Весь 1985 г. был ознаменован ярким событием в жизни коллектива — дончан пригласили выступить в концертах, проходивших в г. Воронеже в связи с 70-летием выдающегося композитора Николая Яковлевича Чайкина. Был организован грандиозный праздник, преподнесенный в качестве подарка юбиляру его учениками и почитателями. Участие в этих торжествах запомнилось участникам «Кисловодского трио баянистов» на всю жизнь: им было предоставлено право сыграть сольный концерт наравне с такими прославленными музыкантами, как Александр Скляров и Владимир Авралев******. По просьбе организаторов в программе концерта значились и две пьесы Н. Чайкина: «Украинская рапсодия» и «Раскатиха». Присутствовавшие на концерте именитые коллеги поздравили музыкантов с успешным началом артистической карьеры, и, что представлялось особенно приятным и почетным, больше всех радовался сам композитор.
В том же году состоялась интересная поездка с концертами в Балашов, организованная местным музыкальным обществом, которое возглавлял директор музыкального училища А.С. Базиков. Выступления трио прошли с большим успехом, достойным высокой репутации ростовской баянной школы. В рецензии, написанной музыковедом, преподавателем Балашовского музыкального училища Л. Ведукиной, говорилось: «Недавно в нашем городе прошли гастроли Кисловодского трио баянистов. Ансамбль выступал перед коллективом конструкторского бюро, жителями микрорайона и в концертном зале музыкального училища.
Студенческое трио, в которое вошли И. Ильинский, А. Данько и А. Николаев, создано два года назад. Однако его репертуар довольно разнообразен и сложен. Здесь представлены полифонические произведения Баха, Бельмана, Листа, оригинальные сочинения для баяна Семенова, Романова, Гридина. Поэтому интерес к концертам был значительным. К тому же имя художественного руководителя трио В.В. Ушенина хорошо знакомо балашовцам по его прошлогодним гастролям с ансамблем русских народных инструментов «Калинка» — лауреатом премии Ленинского комсомола Дона и Всесоюзного смотра-конкурса.
Доступность репертуара и высокое исполнительское мастерство способствовали огромному успеху всех концертов. В первом отделении звучали сочинения зарубежных и русских композиторов. Известно, что исполнение полифонических произведений требует от музыкантов не только грамотности и хорошей технической подготовки, но и глубокого интеллектуализма, умения философски мыслить, известного эмоционального напряжения. И, отдавая должное молодым ростовчанам, следует отметить, что они с этими сложнейшими задачами вполне справились.
Уже с первого номера концерта — Фуги Соль мажор Баха — стало ясно, что перед слушателями согласованный ансамбль, обладающий способностью «коллективного мышления». Активно, энергично, напористо прозвучала вся Фуга. Строгая и волевая игра, лишенная эмоциональной «открытости», вполне отвечала требованиям баховского произведения.
Во втором отделении исполнялись оригинальные произведения для баяна: «Донская рапсодия» Семенова, «Утушка луговая» и «Рассыпуха» Гридина. Ребята играли вдохновенно, артистично и с полной самоотдачей. Это не могло не вызвать у слушателей активного сопереживания. Настоящей кульминацией программы стала исполняемая «на бис» пьеса А. Климова «Чудаки» — картинка-шутка с интересными тембровыми и музыкальными находками, сыгранная с блеском и остроумием.
В чем же секрет такого яркого успеха молодого коллектива? Во-первых, чувствуется хорошая техническая подготовленность баянистов, необходимая для создания подобного ансамбля. Во-вторых, ощущается и их музыкальная одаренность, сочетающаяся со страстным желанием быть музыкантами. Ребята прекрасно понимают, что игра в трио способствует их профессиональному росту, дает возможность для совершенствования и взаимного обогащения».
III Всероссийский конкурс исполнителей на народных инструментах (г. Тула, 1986 г.) стал для «Кисловодского трио баянистов», как и для многих других коллективов, значительной вехой в творческой биографии. Можно с уверенностью сказать, что победа на этом конкурсе была подготовлена всем предшествующим периодом существования трио, охватившего в своих концертных программах множество сочинений разных жанров и стилей.
На конкурсе ансамблем были исполнены сверхсложные аранжировки и оригинальные сочинения: в I туре — Финал «Органной Сюиты» О. Мессиана, «Масленица» из балета «Петрушка» И.Ф. Стравинского, «Концертная лезгинка» М. Кажлаева; во II туре — «Донская рапсодия» В. Семенова, «Старогородская сюита» В. Черникова, обработка русской народной песни «Не велят Маше за реченьку ходить» М. Фуксмана. Каждый из упомянутых номеров отличался оригинальностью замысла, выверенностью мельчайших деталей, точным соответствием аранжировки звуковому потенциалу баянного трио. Ансамблевое взаимопонимание и слаженность в процессе исполнения были практически идеальными; кроме того, благодаря обширной концертной практике нам удалось достичь необходимой психологической устойчивости.
Впрочем, и соперники «Кисловодского трио» не сидели сложа руки. В состязании приняло участие немало интересных молодых коллективов, да и ветераны ансамблевого музицирования сумели значительно прибавить в мастерстве за годы, прошедшие после Всероссийского конкурса в Ленинграде. О накале борьбы в Туле можно судить хотя бы по тому факту, что целый ряд ярких, талантливых ансамблей, не пробившихся здесь даже в дипломанты, впоследствии добился лауреатских званий на всероссийских конкурсах. После I тура трио баянистов занимало вторую позицию, совсем немного уступая ансамблю тембровых гармоник Московского музыкального училища им. Октябрьской революции.
Решив записать выступление своих воспитанников на II туре, я подготовил магнитофон и расположился недалеко от жюри, напряженно вслушиваясь в исполнение и волнуясь сверх всякой меры. Внезапно, после завершения «Донской рапсодии» В. Семенова, сзади раздался оглушительный шум, от которого я подскочил на месте, — это прославленный маэстро Виктор Гридин поднялся и неистово зааплодировал. Что ж, если игра трио привела в восторг такого музыканта, то можно было не беспокоиться о результате.
Особого упоминания заслуживает история с оригинальной пьесой, сочиненной специально к конкурсу. Русская народная песня «Не велят Маше за реченьку ходить», сразу понравившаяся нам своей мелодической выразительностью, свежестью интонаций, была подобрана Игорем Ильинским, который предложил «осовременить» сюжет песни: нынешняя Маша поначалу отпрашивается у родителей на сельскую дискотеку, а когда те запрещают дочери уходить из дому, убегает без позволения и возвращается лишь под утро, как следует повеселившись. Этот замысел предполагал «столкновение» в рамках ансамблевой обработки различных стилей: традиционного академического направления, эстрадной музыки, джаза и т.п. Молодой ростовский композитор Михаил Фуксман (в ту пору еще студент РГМПИ по классу композиции В.С. Ходоша) довольно быстро написал партитуру соответствующей обработки, и закипела работа по редактированию инструментовки и исполнительской реализации программного замысла силами участников ансамбля и автора этих строк. На конкурсе указанная пьеса вызвала бурные дискуссии: консерваторы негодовали, молодежь радостно приветствовала по-настоящему творческую, нешаблонную трактовку фольклорного первоисточника.
В конце концов, справедливость восторжествовала и трио баянистов («моя любовь», как я называл этот коллектив) заняло первое место на конкурсе. Сразу по окончании состязания прошли «дебютные» гастроли ансамбля в звании лауреатов по г. Тамбову и Тамбовской области.
После окончания РГМПИ перед участниками трио возник вопрос о дальнейших перспективах профессиональной деятельности. Разумеется, наилучшим решением было бы принять столь многообещающий коллектив на работу в Ростовскую филармонию, но, к сожалению, тогдашняя филармоническая дирекция и руководители областного управления культуры отнеслись к этой идее прохладно. Имелись свободные места на отделениях народных инструментов Ставропольского и Минераловодского училищ, однако, обеспечить педагогической нагрузкой сразу троих специалистов упомянутые учебные заведения не могли. Лишь благодаря ходатайству заместителя министра культуры РСФСР В.В. Кочеткова трио получило направление в престижную Кисловодскую филармонию, что в ту пору представлялось настоящим чудом. Таким образом, для коллектива открывались замечательные возможности в исполнительской сфере. Впрочем, ребят еще ожидала служба в армии.
В «Ансамбле песни и пляски СКВО» оба Александра и Игорь прошли хорошую профессиональную закалку. На концертах ансамбля Ильинский и Данько играли в оркестре, Николаев пел в хоре, а в концертных бригадах трио «воссоединялось». Нередко Игорь Ильинский исполнял с оркестром «Рассыпуху» В. Гридина, совмещая при этом функции солиста и дирижера.
Уволившись в запас, участники трио без промедления приступили к репетициям, установив для подготовки и сдачи программы жесткий график занятий: утром и вечером по четыре часа ансамблевых занятий, а в перерывах — индивидуальная работа. Данный подход объяснялся длительной «паузой» в исполнении серьезного репертуара, поскольку в ансамбле СКВО участникам трио в основном приходилось играть популярную музыку. Кроме того, в этот период коллективу предстояло самостоятельно продумать и опробовать методику репетиционного процесса без руководителя. Так обозначился новый этап в профессиональной деятельности коллектива, достаточно сложный в психологическом отношении, когда многие спорные моменты разрешались путем голосования, а в наиболее трудных ситуациях музыкантов выручал испытанный фундамент: общая школа в сфере ансамблевой подготовки. Не менее важным достижением следует признать единую установку на постоянную готовность каждого участника к репетициям.
Кисловодская филармония в то время считалась едва ли не идеальным местом для ансамблевого музицирования: выступления (в основном бесплатные, что привлекало дополнительную публику) проходили в концертных залах санаториев, пансионатов и домов отдыха, график трио планировался на месяц вперед, что позволяло организовывать и дополнительные концерты в свободные дни, а также, наряду с филармонической деятельностью, преподавать в Минераловодском музыкальном училище, в музыкальных школах, руководить художественной самодеятельностью. Востребованность артистов и педагогов такой квалификации в близлежащих городах — Пятигорске, Железноводске, Минеральных Водах — была огромной, и это, при существовавших в советское время ограничениях на концертные выступления от филармоний, оказалось отнюдь не лишним. Живя в Минеральных Водах, оба Александра и Игорь подрабатывали чуть ли не во всех музыкальных учреждениях «санаторного» региона.
Тем не менее, вопреки житейским трудностям, коллектив продолжал интенсивно работать. Силами трио были осуществлены записи для фондов Всесоюзного радио , по-прежнему осваивался новый репертуар: сюита «Картинки с выставки» М. Мусоргского (участников трио воодушевила оркестровая версия цикла, выполненная М. Равелем, которая и легла в основу очередной ансамблевой аранжировки), органные сочинения И.С. Баха, совместные программы с вокалистом Борисом Ерофеевым, заслуженным артистом РСФСР. При этом в отличие от студенческих лет, когда ведущая роль принадлежала репетиционной шлифовке подготовленных партитур, деятельность каждого из участников становилась все более многогранной. Накопленные творческий багаж и практический опыт позволяли коллективу оперативно справляться с инструментовками, уделяя первоочередное внимание вопросам исполнительской интерпретации.
Побывав на одном из концертов трио в 1991 г., я получил огромное удовольствие, обогатился множеством положительных эмоций. И высокий профессионализм участников, и умело составленная программа, и форма проведения концерта свидетельствовали о выходе коллектива на новый уровень ансамблевого исполнительства. Каждая пьеса предварялась вступительным словом ведущего Игоря Ильинского, который кратко и доступно рассказывал об исполняемой музыке, её авторе, тем самым расширяя кругозор слушателей и способствуя более глубокому пониманию ими данного произведения. Помимо «обратной связи», устанавливаемой с публикой, такой концерт-лекция заведомо выигрывал благодаря его просветительской направленности. С большим интересом воспринимались аудиторией и «театрализованные» исполнения отдельных номеров — «Воронежских наигрышей» Ю. Романова, «Терских частушек» И. Ильинского и др.
Но в этот период начали сказываться результаты «перестройки». Постепенно разрушалась система здравоохранения — здравницы Северного Кавказа приходили в упадок, большинство из них прекратило работу. Будущее коллектива представлялось туманным: гастрольные поездки по стране практически прекратились, долгосрочных концертных программ руководство предложить не могло********. Пять лет напряженного труда в филармонии завершились вынужденным роспуском ансамбля.
Впрочем, для его участников совместно пройденный путь оказался мощным фундаментом, на котором строилось дальнейшее творчество талантливых музыкантов.
Так, Игорь Ильинский приступил к работе с оркестрами народных инструментов музыкальных училищ в Минеральных Водах и Ставрополе, закончил исполнительскую аспирантуру Ростовской консерватории по классу дирижирования у профессора К.Д. Хурдаяна, работал старшим преподавателем кафедры народных инструментов и заведующим отделением среднего звена в Тамбовском музыкально-педагогическом институте им. С.В. Рахманинова. В настоящее время Игорь Ильинский работает в Ростовском колледже искусств, всерьез увлекся композицией. Помимо «Терских частушек» для трио баянистов, им были сочинены произведения для оркестра народных инструментов: концертная обработка русской песни «Молода я, молода», «Фантазия на темы терских казаков», рапсодия «Казачьи мотивы», которые и сегодня нередко звучат в исполнении различных коллективов Юга России.
Александр Данько продолжил концертную работу как солист и участник инструментального ансамбля в Германии. Им выпущен лазерный диск «Accordionmusic» с записью сольной программы из произведений С. Франка, И. Альбениса, Д. Россини, И. Штрауса, В. Семенова, эстрадных популярных пьес для аккордеона, сделанной в костеле «Nikodemuschurch». В буклете компакт-диска Александр счел необходимым поместить трогательное посвящение со словами благодарности, обращенными к своей матери Вере Васильевне Данько, которая вложила всю душу в воспитание будущего артиста, а для других участников трио в годы учебы стала второй матерью, и к своим педагогам: А.С. Усенко, Н.И. Григоренко и мне.
В настоящее время Александр Николаев работает директором Кисловодской музыкальной школы, руководит двумя школьными оркестрами — баянным и народных инструментов, а также выступает с сольными концертами.
* Подробнее о перечисленных и некоторых других ансамблях см. в статье «Народно-ансамблевое и струнно-щипковое исполнительство на Дону: страницы истории», публикуемой на страницах настоящей книги, а также в изд.: Ушенин В. Из истории баянного исполнительства на Дону: Очерки, статьи, воспоминания. — Ростов-на-Дону, 1999. — с. 11–13, 17–20.
** В инструментовке «Масленицы» было использовано композиционное решение, предложенное В. Семеновым в известной баянной транскрипции (опубликована в сборнике «Играет Вячеслав Семенов»).
*** Авторское заглавие данной части сюиты — «Бог среди нас» — в то время не могло фигурировать в программах, вследствие чего и было предложено использовать «компромиссный» вариант названия.
**** На одном из них, проводившемся в рамках Всесоюзного фестиваля молодежи (г. Воронеж, 1973 г.), В. Черников стал лауреатом, разделив III премию с В. Семеновым.
***** Эта героическая музыка настолько увлекла участников ансамбля своей многогранностью образов, масштабностью драматургии, что Игорь Ильинский инструментовал «Симфоническую поэму» для оркестра русских народных инструментов.
****** Александр Скляров и Владимир Авралев исполнили «Первый» и «Второй» концерты Н. Чайкина с симфоническим оркестром Воронежской филармонии; кроме того, А. Скляров выступил с сольным концертом.
******* Были записаны «Концертная лезгинка» М. Кажлаева, «Донская рапсодия» В. Семенова, обработка двух русских народных песен «Ой, пала, припала молодая пороша» и «Отдавали молоду» А. Тимошенко, «Фантазия» И. Паницкого на тему песни М. Блантера «В лесу прифронтовом», «Старогородская сюита» В. Черникова.
******** Попытки участников ансамбля самостоятельно организовать выступления за рубежом, обрести пристанище в одном из кисловодских театров, как-то иначе активизировать деятельность трио не увенчались успехом.
Заслуженный артист России,
кандидат искусствоведения,
профессор Ростовской консерватории
профессор В.В. Ушенин
|
Дорогие друзья!
Я искренне рад приветствовать вас на моем сайте!
Здесь Вы сможете найти:
Около 100 аранжировок для различных видов ансамблей и переложений для баяна соло.
В описании изданий Вы сможете прочитать одну из глав некоторых книг.
Компакт-диски ансамбля "Калинка" и
видеозаписи концертов этого коллектива.
А также, сможете ознакомиться с информацией о моей «».
Популярные книги
Исполнительское мастерство современного баяниста (аккордеониста)
Школа игры на аккордеоне
|