Профессор-баянист Владимир Ушенин - заслуженный артист России

Статьи

Кравцова О.В.
ВЛАДИМИР ВАСИЛЬЕВИЧ ПАВЛЮЧУК
(к 110-летию со дня рождения музыканта, композитора, педагога,
заслуженного работника культуры РСФСР)

На сайте Ставропольского краевого колледжа искусств, в разделе «Инструменты народного оркестра» можно прочитать: «Годом официального открытия отделения считается 1931 г., когда основатель и первый педагог этого отделения Владимир Васильевич Павлючук провел набор баянистов при Ставропольском музыкальном техникуме». То же самое мы видим и на сайте Ростовского колледжа искусств: «В создании профессиональной школы исполнителей на народных инструментах значительную роль сыграли В.В. Павлючук, Г.А. Галкин, А.Н. Крахоткина».

Имя ставропольца Владимира Васильевича Павлючука вошло в историю музыки. В современном социокультурном пространстве оно не на слуху, однако его огромный вклад в развитие отечественной музыкальной культуры не стал менее весомым. До сегодняшнего дня в Ставропольском музее-заповеднике им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве хранится единственный в мире по своей уникальной конструкции бас-баян, сделанный его руками.

В курсе лекций по дисциплине «История исполнительства на русских народных инструментах», утвержденным Министерство культуры Саратовской области (ГОУ СПО «Вольское музыкальное училище им. В.В. Ковалева (техникум)», реструктуризированного сейчас в «Саратовский колледж искусств»), есть такое заключение: «Важнейшее значение в развитии академического баянного исполнительства сыграла деятельность Владимира Васильевича Павлючука (1906 – 1986), замечательного исполнителя, педагога, конструктора баянов. Музыкант обучался в конце 20-х – начале 30-х годов в Ставропольском музыкальном техникуме по классу фортепиано. С первых шагов профессиональной работы он стал горячим сторонником выборного баяна. В 1934 году баянист впервые дает концерт на этом инструменте в Ставрополе, исполнив увертюру «Эгмонт» Л. Бетховена, Венгерские рапсодии (№№ 2 и 6) Ф. Листа, вальсы Ф. Шопена (во втором отделении артист аккомпанировал вокалисту)» . Автор также пишет: «В сольном исполнительстве 1920 – 30-х годов явно обнаруживается тенденция академизации. Известные музыканты того времени – балалаечники Николай Петрович Осипов, Сергей Дмитриевич Большой, гитаристы Петр Спиридонович Агафошин и Александр Михайлович Иванов-Крамской, баянисты Павел Александрович Гвоздев, Владимир Васильевич Павлючук – включали в свои концертные программы множество разнообразных транскрипций музыкальной классики».

Весной 2012 года в одной из диссертаций по искусствоведению я обнаружила несколько страниц, посвященных творческой деятельности В.В. Павлючука и написала автору, как выяснилось, его тезке – Владимиру Васильевичу Ушенину, заслуженному артисту России, кандидату искусствоведения, профессору Ростовской государственной консерватории им. С.В. Рахманинова. Он сообщил мне, что его монография «Из истории баянного исполнительства на Дону» вышла в Германии. Также она помещена и на сайте В.В. Ушенина, где можно познакомиться достаточно подробно с творческой биографией Владимира Васильевича. Особенная моя благодарность за сведения о концертной и педагогической деятельности музыканта и композитора в Ростове в 30-е годы, некоторые из которых мне не были известны.

Владимир Васильевич Павлючук родился 26 декабря 1906 года в г. Ставрополе в семье Василия Даниловича Павлючука и Анны Яковлевны Павлючук, урожденной Ильиной, четвертым и младшим ребенком. Старшие – Антонина, Дмитрий и Владимир. Сестра Антонина и брат Владимир умерли, поэтому новорожденного назвали в его честь. Сохранилось свидетельство о крещении в старом Кафедральном соборе г. Ставрополя, пожелтевшее с выцветшими чернилами, где еле различима запись о совершенном таинстве.

Предки его отца, Василия Даниловича, поляки, преданно служившие России и получившие здесь при Екатерине землю в дар за выслугу. До сих пор в семье хранятся документы (купчие), подтверждающие факт продажи Василием Даниловичем земли от 15 июля и 30 ноября 1910 года, заверенные известным в Ставрополе нотариусом Георгием Константиновичем Праве.

Сам Василий Данилович числится под номером 4267 в «Алфавитном списке владельцев недвижимых имуществ, расположенных в г. Ставрополь, составленном по сведениям на 1-е июля 1911 года» . Большой знаток типографского дела, он более шестидесяти лет из своих восьмидесяти четырех проработал рабочим-печатником в типографии любимой газеты «Ставропольские губернские ведомости». Василий Данилович, никого к станку не подпускавший, человек от природы невероятно свободолюбивый, нередко бывал вспыльчив, если его отвлекали от работы, и по воспоминаниям сына, посылал таковых «ко всем чертям». Василием Даниловичем была изобретена типографская краска, долгое время сохранявшая свою яркость, не пачкавшая руки и максимально безвредная для человека. К сожалению, секрет этого изобретения так и остался никому не известным (внучка Людмила помнит яркие цветные картинки, которые Василий Данилович приносил для нее с работы). В семейном альбоме есть фотография, на которой он запечатлен с группой рабочих. На оборотной стороне снимка имеется следующая надпись: «Репродукция Маруфова Виктора Никол. Ставропольский краевой исторический музей им. Г.К. Праве».

Мать Владимира, Анна Яковлевна, была известной в Ставрополе флористкой, выращивала редкие, необычайно красивые цветы, славилась составлением букетов, за которыми к ней нередко обращались горожане.

Оба мальчика, и Дмитрий, и Владимир, были очень музыкальны. Дмитрий обладал тенором, поэтому он пел в церковном хоре Кафедрального собора, куда вскоре привел и младшего брата. Но именно у Володи музыкальная одаренность обнаружилась рано – в четыре года он уже выучился играть на гармошке, подбирая мелодии на слух (как позже выяснилось – абсолютный), а потом и импровизировать. С семи лет Володя занимался в музыкальной школе по классу скрипки и одновременно учился в художественной. Унаследовав от отца большую смелость и вспыльчивый характер, Владимир любил принимать участие в дворовых кулачных боях, и далеко не сразу к нему пришло понимание того, что бой боем, а к рукам своим музыкант должен относиться бережно.

Успешно окончив музыкальную школу, «он сразу не смог продолжить свое дальнейшее музыкальное образование. Страна переживала разруху. Все силы были направлены на восстановление народного хозяйства. Не хватало квалифицированных рабочих кадров в промышленности и сельском хозяйстве. По призыву комсомола и велению сердца Павлючук заканчивает курсы трактористов и становится одним из первых механизаторов на Ставрополье» . Здесь следует уточнить: будучи атеистом, верящим в науку и искусство, Владимир Васильевич также был далек и от комсомольско-коммунистической идеологии советского времени. Альтруист и энтузиаст, все в своей жизни он делал руководствуясь только своим внутренним убеждением. Даже мать, к которой он испытывал чрезвычайную сыновнюю привязанность, не имела в этом плане на него должного влияния. Все, написанное В. В. Ушениным о профессиональной музыкальной деятельности Владимира Васильевича, абсолютная правда: «В 1926 году его приглашают в оркестр Русско-украинского коллектива музыкальной комедии и драмы в г. Нальчике скрипачом. Стремление продолжить музыкальное образование заставляет его оставить эту работу и поступить в Ставропольский музыкальный техникум по классу фортепиано.

Одновременно он самостоятельно занимается на баяне, который все больше привлекает его своей новизной, нераскрытыми возможностями, и достигает на нем значительных успехов. В 1931 году, еще будучи учащимся техникума, Владимир Васильевич открывает в Ставропольском музыкальном техникуме класс баяна, тем самым положив начало профессиональной подготовки кадров на Ставрополье. В нем, как в педагоге привлекала непосредственность в общении, целеустремленность, внутреннее обаяние, творческое отношение к работе. Знания, полученные им в занятиях на скрипке и фортепиано, расширили его кругозор, обогатили творческую индивидуальность. В этот период, кроме педагогической работы, он регулярно выступает по Ставропольскому радио, в концертах филармонии.

В 1933 году Павлючук приглашается в Ростовский музыкальный техникум на должность преподавателя по классу баяна.

Ростов-на-Дону в те годы являлся крупным культурным центром Северного Кавказа. Здесь создавались новые творческие коллективы, ансамбли, народные театры, открывались новые музыкальные школы. Интенсивную деятельность вели филармония, театры, радиокомитет, дома культуры. Устраивались различные конкурсы, смотры народных талантов. И почти во всех видах народного творчества широко использовался баян.

Общественная музыкальная деятельность Павлючука в Ростове приняла большой размах. Здесь у него проявились широкие организаторские качества. Он участвует в создании ансамбля Северо-Кавказского военного округа, в организации и проведении творческих концертов, смотров художественной самодеятельности, в экспертной комиссии (Азчеркрайконторы Центро КЭБ) по проведению квалификации концертно-эстрадных артистов, комиссии по определению качеств баянов, выпускаемых Ростовской музыкальной фабрикой. В эти годы Павлючук становится известным как мастер по совершенствованию конструкций баянов. По его проекту создается выборный баян оригинальной конструкции, на котором он в дальнейшем с успехом выступал.

Увлечение конструированием инструментов Владимир Васильевич пронес через всю жизнь. Уже значительно позже он создает два совершенно уникальных баяна: бас и контрабас. Один из них – баян контрабас имеет в высоту 1 метр 20 сантиметров. Инструмент стоит на полу и исполнитель на нем играет стоя. Снабженный звуковыми резонаторами, он поражает слушателей необычной мощностью звучания, богатством тембровых красок и широким диапазоном звучания.

В Ростове наиболее полно выявилось исполнительское дарование Павлючука. В это время в нем происходит формирование таких исполнительских качеств, как проникновенность и теплота звучания, яркая образность в интерпретации произведений, обостренное чувство стиля. Одновременно с совершенствованием техники игры у Павлючука все более проявляется настойчивое стремление к обогащению репертуара. Одним из первых в стране баянистов-исполнителей он включает в свои выступления полифонические произведения Баха, Генделя, Вивальди. Помимо обработок народных мелодий, большое место в концертном репертуаре этих лет занимают произведения русской и зарубежной классики.

В 1934 году Владимир Павлючук выступает с самостоятельным сольным концертом на выборном баяне с обширной программой. В первом отделении были исполнены: Бетховен – увертюра «Эгмонт», Лист – «Венгерские рапсодии» № 2 и № 6, Шопен вальсы, Римский-Корсаков – «Полет шмеля». Во втором отделении – собственные обработки народных мелодий.

О многогранном даровании В.В. Павлючука говорит и тот факт, что работая преподавателем в Ростовском техникуме, он одновременно заканчивает теоретико-композиторское отделение по классу композиции Иосифа Ефимовича Готбейтера, пишет обработки народных мелодий, сочиняет этюды и пьесы. Знаменательным событием в музыкальной жизни не только города Ростова, но и страны, стало исполнение Владимиром Павлючуком 1-го концерта для выборного баяна с симфоническим оркестром Тихона Ивановича Сотникова. Вот что об этом пишет в книге «Русская гармоника» Г. Благодатов: «Уже в 1937 году были созданы и исполнены два первых произведения крупной формы – Концерт для баяна с оркестром русских народных инструментов Ф. Рубцова – исполнитель П. Гвоздев и оркестр русских народных инструментов им. В. Андреева под управлением Э. Грикурова, и Концерт для выборного баяна с симфоническим оркестром Т. Сотникова - исполнитель В. Павлючук и симфонический оркестр Ростовской филармонии под управлением М. Павермана».

Особенно большой успех выпал на долю концерта Т. Сотникова в дни Декады советской музыки, которая проходила в Ростове, Новочеркасске, Таганроге, Шахтах в ноябре 1938 года. В клубах, дворцах культуры, перед рабочими аудиториями Павлючук играл этот концерт. Вот некоторые из рецензий на эти выступления: «Мастерски исполненный концерт, написанный для баяна безусловно талантливым ростовским композитором Сотниковым, встретил живейший отклик у слушателей. Выступление солиста на баяне Павлючука наголову разбило теорию маловеров, что этот замечательный народный инструмент нельзя приобщить к серьезной симфонической культуре. Солист Павлючук понятно и доходчиво передал композиторскую разработку народных казачьих песен, на материале которых построен концерт».

В статье известного пианиста Василия Шаубе сообщается: «Интересный концерт Сотникова для баяна с оркестром нашел в лице талантливого баяниста Владимира Павлючука замечательного проводника идей автора. В. Павлючук отнесся с исключительным вниманием и большой любовью к произведению, проявил большую культуру звука на баяне, отличную техническую выработку и зрелую художественную фразировку».

Из статьи лауреата 1-го Всесоюзного конкурса дирижеров Марка Павермана: «С произведением совершенно нового жанра выступил в декаде композитор Сотников. Его концерт для баяна с оркестром – первый и очень удавшийся опыт использования этого инструмента как солирующего с оркестром, нашедшего яркого исполнителя в лице т. Павлючука. К достоинствам этого сочинения следует отнести тематическую разработку народных песен».

Относительно сольного концерта Владимира Васильевича, исполненного в Ставрополе в 1934 году, есть небольшое, но важное уточнение – он состоялся 8 августа. Об этом написано и в учебнике музыканта, музыковеда, доктора искусствоведения М. И. Имханицкого «История баянного и аккордеонного искусства», изданном РАМ им. Гнесиных в 2006 году . Таким образом, следует сказать, что сольный концерт В. В. Павлючука состоялся на год раньше концерта ленинградского музыканта П. А. Гвоздева (1935). М. И. Имханицкий называет его ростовским исполнителем вероятно потому, что Владимир Васильевич в общесоюзном плане на тот момент более известен. Первый сольный концерт состоялся на родине музыканта, в Ставрополе, что для него было чрезвычайно важно. Важно и то, что во всех источниках ставропольский концерт описан как выступление в одном отделении, и только В. В. Ушенин пишет о втором, в котором прозвучали собственные обработки народных мелодий Владимира Васильевича.

Владимир Ушенин в восьмидесятые годы приезжал в Ставрополь, неоднократно бывал у музыканта дома и естественно о его концертной деятельности имеет более достоверные сведения. Приведенная же им цитата дословно совпадает со сказанным А. М. Миреком . Г. И. Благодатов о концерте Сотникова писал следующее: «1937 годом датируется и Концерт для выборного баяна с симфоническим оркестром Т. И. Сотникова (Ростов-на-Дону). Первые исполнители его – солист В. Павлючук, дирижер М. Паверман» . Также подробно написано о нем в книге В. Бычкова «Николай Чайкин. Портреты советских композиторов», вышедшей в 1986 году: «Первая часть Концерта прозвучала в 1938 г. на Декаде советской музыки в Ростове в исполнении В. Павлючука (баян) и симфонического оркестра Ростовского радиокомитета и областной филармонии под упр. И. Шапошникова».

В работе В. Новожилова «Баян: популярный очерк» в главе «Развитие исполнительства на баяне», разделе «Творческие достижения баянистов 20–40 годов» читаем: «Первые опыты создания оригинальных произведений для баяна относятся к 30-м годам. Среди них Сюита для баяна с готовыми аккордами Ф. Климентова («Марш, Песня и Массовый танец»), Концерт для выборного баяна с симфоническим оркестром Т. Сотникова (Ростов-на-Дону, 1937, исполнители – баянист В. Павлючук, симфонический оркестр под управлением М. Павермана), Концерт для баяна с оркестром русских народных инструментов Ф. Рубцова (Ленинград, 1937)» . То же мы находим и в известной «Песне о баяне». В «Справочнике баяниста» А. П. Басурманова есть соответстующая запись: «Для выборного баяна – два концерта (впервые исполнены: № 1 Ростов-на-Дону, 1937, солист В. Павлючук; № 2 там же, 1953, солист В. Гладких)» . Отметим, что Тихон Иванович Сотников в 1936–1950 годах преподавал в Ростовском музыкальном училище , как и В. В. Павлючук, и был с ним дружен.

В «Энциклопедии циркового и эстрадного искусства» об этом периоде баянного исполнительства отмечается: «Получили признание баянисты: В. Богданов, В. Павлючук, П. Гвоздев, положившие начало сольным концертам баянистов».

В 1939 году состоялся Первый Всесоюзный смотр исполнителей на народных инструментах. В Москву съехались музыканты со всей огромной страны. Тихон Иванович Сотников и Владимир Васильевич Павлючук не просто приняли в нем участие, но покорили слушателей виртуозностью исполнения своих оригинальных произведений. Уникальное свидетельство тому вышедшее в 1940 году на Украине издание журнала «Народное Творчество» – органа Института украинского фольклора Академии наук УССР и Управления по делам искусств при Совнаркоме УССР: «Из исполненного на смотре репертуара видно, что баянисты пользуются исключительно переложениями для своего инструмента. Как исключение, – причем приятное, – было отмечено исполнение на смотре оригинальных сочинений для баяна – концерта Сотникова (композитор из Ростова-на-Дону) и скерцо Павлючука (педагог Ворошиловского музыкального училища). Эти произведения достойны большого внимания, поскольку они представляют большую художественную ценность и написаны с учетом всех технических возможностей и особенностей баяна.

Появление упомянутых сочинений должно еще раз напомнить нашим композиторам, что создание репертуара для баяна – это еще непочатый участок работы.

Смотр показал, что на сегодня у нас выросли культурные исполнители-баянисты, которые преодолевают все технические трудности, обусловленные фактурой произведений. Это тем более должно быть стимулом для творчества наших композиторов, произведений которых с нетерпением ждут баянисты-виртуозы».

Многочисленных учеников Владимира Васильевича не перечесть, ведь преподавать музыку он начал с шестнадцати лет и отдал преподавательской деятельности многие и многие годы. В 1939 году окончил Музыкальное училище в Ростове-на-Дону Степан Григорьевич Чапкий (класс выборного баяна В. В. Павлючука) и продолжил обучение в Киевской консерватории . Анатолий Васильевич Тихонов в начале 1950-х годов со своей семьей переехал в город Орджоникидзе. Здесь в 1952 году он поступил в музыкальное училище, в класс известного педагога и исполнителя Владимира Васильевича Павлючука. Еще студентом музыкального училища, Тихонов начал свою концертно-исполнительскую деятельность: был солистом-баянистом в Ансамбле песни и танца Северной Осетии.

К сожалению, о периоде обучения Владимира Васильевича в консерватории мы знаем немного. Но известно, что страшное объявление войны 22 июня 1941 года застало его именно там. Оставив занятия, Владимир вместе с братом Дмитрием ушел на фронт. Большим подарком для меня стала уникальная находка – пластинка с записью русской народной песни «Светит месяц. Попурри» в исполнении ансамбля Волховского фронта, сделанная в 1943 году в Ленинграде. «Солисты ансамбля Волховского фронта: Иосиф Иосифович Забицель (балалайка) и Владимир Васильевич Павлючук (баян)» . На оборотной стороне пластинки текст: «Вариации на русские народные темы», исполняет квартет баянистов в составе: С.Г. Чапкий, А.Ф. Соловьев, И.Ф. Павленко, А. Ротенберг». Пластинка из собрания Ю. Бояринцева (Санкт-Петербург), ее можно увидеть и послушать на сайте RUSSIAN-RECORDS.COM, запись очень чистая.

После войны Владимир Васильевич возвращаться в консерваторию не стал, в его документах в данных об образовании так и осталось «неполное высшее». Тяжело переживая потерю своих фронтовых товарищей, он вернулся в родной Ставрополь, где стал работать преподавателем в местном музыкальном училище. Большой радостью для него стало возвращение с войны брата Дмитрия живым и невредимым.

В 1946 году Владимир Васильевич познакомился с Флорой Крутовой, талантливой аккордеонисткой. Вскоре она стала его женой (вместе они прожили 38 лет). Позже супругов пригласили преподавать в музыкальное училище города Орджоникидзе (Владикавказ). Там в 1952 году у них родилась дочка Анечка. Трудно передать, как их любили горцы. Да и Владимир Васильевич нашел среди них немало талантливых и преданных своему делу учеников. Точное время его возвращения в Ставрополь и работы в музыкальном и культурно-просветительском училищах неизвестно. Среди учеников Владимира Васильевича – Василий Васильевич Гладченко, в дальнейшем возглавивший отделение народных инструментов, у Флоры Семеновны учился Александр Иванович Марков (в будущем – директор музыкального училища, министр культуры Ставропольского края в 1997-2001 годах).

Пятидесятые и начало шестидесятых годов стали в жизни семьи самыми счастливыми. Концерты, гастроли, преподавание, выступления в кинотеатре «Гигант». Здесь сформировался талантливейший квартет баянистов, в котором В. В. Павлючук был художественным руководителем. Программа концертных выступлений постоянно пополнялась, исполнялись не только произведения для баяна и аккордеона, но и переложения из классики, смелые импровизации и оригинальные обработки мелодий.

В 1969 году за заслуги в подготовке квалифицированных кадров для культурно-просветительских учреждений Владимиру Васильевичу было присвоено звание заслуженного работника культуры РСФСР. Это, несмотря на то, что вступать в партию Владимир Васильевич категорически отказался.

Многие из написанных им музыкальных произведений в семье не сохранились. Известны его кантаты под рабочим названием «Звезды над степью» и этюды для баяна – до минор и ля мажор, изданные в Киеве в 1963 году в общем сборнике «Этюдов» под редакцией С. Чапкого.

Достаточное внимание творческой деятельности Владимира Васильевича уделял доктор искусствоведения, создатель Музея русской гармоники Альфред Мартинович Мирек. У Владимира Васильевича имелось несколько его открыток. Насколько я помню, Альфреда Мартиновича интересовали баяны, сконструированные Владимиром Васильевичем собственноручно – бас-баян и контрабас-баян. Как говорилось в начале статьи, один из них хранится в Ставропольском музее-заповеднике им. Г. Н. Прозрителева и Г. К. Праве, и к нему очень подходит описание, данное относительно инструмента контрабас-баян профессором В. В. Ушениным. Выслав ему фотографию инструмента, я получила подтверждение этому факту.

Умер Владимир Васильевич после продолжительной болезни 5 сентября 1985 года на 79 году жизни. Дата смерти, указываемая многими музыковедами – 1986 год – ошибка. Осталась незавершенной любимая работа Владимира Васильевича – конструирование нового баяна. По словам его ученика и друга семьи, Василия Васильевича Гладченко, «если бы он успел его доделать, это был бы переворот в баянной промышленности».

О.В. Кравцова
ведущий библиограф отдела
краеведческой литературы
и библиографии СКУНБ
им. М.Ю. Лермонтова


English version

Дорогие друзья!
Я искренне рад приветствовать вас на моем сайте!


Здесь Вы сможете найти:

Партитуры

Около 100 аранжировок для различных видов ансамблей и переложений для баяна соло.

Книги по истории и теории исполнительства
В описании изданий Вы сможете прочитать одну из глав некоторых книг.

Музыкальные и видео- записи
Компакт-диски ансамбля "Калинка" и видеозаписи концертов этого коллектива.

А также, сможете ознакомиться с информацией о моей «Школе художественного мастерства».



Популярные книги

Исполнительское мастерство современного баяниста (аккордеониста)

Ушенин В.В. Исполнительское мастерство современного баяниста (аккордеониста): очерки методики профессионального обучения


Школа игры на аккордеоне

Книга В.В. Ушенина «Школа игры на аккордеоне»


Главная Биография Ноты для баяна Аудио Книги Галерея Ученики
E-mail:

Copyright © 2007-2022 Ушенин В.В.

In English (by translate.yandex.ru)


Мой канал в Youtube