Профессор-баянист Владимир Ушенин - заслуженный артист России

Статьи

К 100-летию со дня рождения Михаила Федоровича Внукова

Михаил Федорович Внуков
М.Ф. Внуков

Имя Михаила Федоровича Внукова по праву входит в летопись Донского баянного исполнительства. Достижениями музыкантов-баянистов сегодня без преувеличения восторгаются во всем мире. Их сегодняшние успехи опираются на энтузиазм, огромную любовь к своему инструменту тех, кто стоял у истоков создания Ростовской баянной школы.

Зарождение профессионального обучения баянистов на Дону началось в 1931 году, когда в Ростовском музыкальном техникуме открылся класс баяна. Стране нужны были педагоги, получившие специальное музыкальное образование, способные достойно влиться в культурное строительство молодой страны, грамотно учить играть на баяне.

Музыкальный техникум в Ростове-на-Дону долгое время оставался единственным музыкальным учебным заведением в области, где осуществлялась профессиональная подготовка музыкантов-баянистов. Первые учащиеся баянисты – одаренные люди, по зову таланта пришедшие в новое развивающееся искусство, по путевкам-приглашениям, рассылаемым музыкальным техникумом по предприятиям области, или как победители смотров художественной самодеятельности, рекомендованные и направляемые на учебу жюри конкурсов. Не имея начального музыкального образования, баянисты поступали на подготовительное отделение, а нередко и продлевали обучение еще на год или два.

По различным причинам многие в те годы не удавалось закончить музыкальный техникум. С одной стороны, это объяснялось условиями жизни тех лет. Учащиеся получали очень маленькую стипендию. Питались они в студенческой столовой по талонам. На день отпускалось 400 граммов хлеба. Чтобы прокормиться, приходилось работать: на младших курсах – разгружать вагоны, плотничать, на старших – зарабатывать с помощью своего инструмента, играя в клубах, в художественной самодеятельности, в джаз-ансамблях при кинотеатрах, на различных праздниках и торжествах. Значительная часть баянистов не имела своих инструментов, будучи вынужденной заниматься на казенных.

С другой стороны – не очень ясной оставалась перспектива учебы: баян до 1937 года преподавался только в одной музыкальной школе, отношение музыкантов других специальностей к баяну, как к инструменту, неподходящему для занятий серьезной музыкой, создавало представление о непрестижности этой специальности. В глазах простых людей баян продолжал оставаться средством для увеселения. Поэтому, проучившись в музыкальном техникуме 2-3 года и овладев необходимыми навыками игры на инструменте, некоторые баянисты бросали учебу.

Но, пожалуй, главной причиной, из-за которой в течение предвоенного десятилетия музыкальный техникум окончило всего 10 баянистов, была международная обстановка того времени. В 1939 году всех военнообязанных юношей с первых трех курсов призвали в армию. Лишь немногим учащимся удалось преодолеть многочисленные препятствия и получить до войны среднее специальное образование.

В послевоенные годы на основе небывалого интереса к баяну широких масс, информационной и идеологической поддержке государства в нашей стране происходит небывалый взлет исполнительства на баяне. В 50-60 годы баян становится неотъемлемой частью культурной жизни народа. Он постоянно звучал отовсюду: по радио, на праздниках и просто в часы отдыха. Связанные с историей целого поколения, звуки баяна будили воспоминания о прожитых довоенных и военных годах, поднимали настроение масс.

На волне огромной популярности инструмента интенсивно развивается обучение на баяне. Многие родители мечтали видеть своих детей баянистами и стремились, чтобы они получили образование. Кроме многочисленных кружков, классы баяна были открыты во всех музыкальных школах области, а конкурсы достигали 5-7 человек на место. Подобный интерес к инструменту давал возможность отбора наиболее талантливых детей, развивать их профориентацию. Многие одаренные молодые музыканты связывали свою жизнь с баяном, видя в этой профессии возможности своей жизненной реализации.

Встреча донских баянистов-педагогов с известным музыкантом А.А. Сурковым в 1956 году. Крайний слева в первом ряду М.Ф. Внуков
Встреча донских баянистов-педагогов с известным музыкантом А.А. Сурковым в 1956 году.
Крайний слева в первом ряду М.Ф. Внуков.

Значительную роль в стремительном становлении на Дону баянного исполнительства сыграли музыканты с практическим опытом, прошедшие большую исполнительскую школу в годы войны и в дальнейшем получившие профессиональное образование в музыкальном училище. Благодаря усилиям замечательных педагогов А.Н. Крахоткиной, В.И. Гладких, А.И. Дядченко, М.Ф. Внуковым, В.А. Аниным, Б.А. Булгаковым, Н.П. Горбачевым, Б.Ф. Рогановым и других, шаг за шагом создавалась система обучения, которая приносила прекрасные результаты. Учащиеся, окончившие уже в конце 50-х годов музыкальные школы и поступающие в музыкальные училища, имели достаточно серьезную профессиональную подготовку, хорошо владели инструментом, играли интересный репертуар, включающий не только обработки и переложения, но и оригинальные сочинения.

В числе первых педагогов, кто прокладывал пути развития инструмента в те годы, был и мой первый учитель Михаил Федорович Внуков (1915-1996).

В жизни каждого человека встречаются люди, о которых с благодарностью вспоминаешь потом всю жизнь. Очень часто эти воспоминания связаны с именем первого учителя, который ввел в прекрасный мир музыки, помог нам понять её и полюбить всей душой. Не только профессиональные музыканты, но и те, кто избрал другую специальность, с признательностью говорят о своём учителе Михаиле Фёдоровиче Внукове.

Вот какие стихи посвятил своему наставнику Владимир Либуркин (в последствии машинист Ростовского депо):
Я помню, как пятнадцать лет назад
Пришёл сюда, волнуясь и робея,
И первое, что встретил: добрый взгляд,
Улыбку, ласку – дескать «будь смелее!».
Впервые в руки взял баян – и смех:
Из-за него мои торчали уши,
И почему-то пальцы, как на грех,
Нисколько не хотели слушать.
Тяну я мех, баян едва держа,
И робкий звук издал баян с тоскою,
Я весь от напряжения дрожал,
Но вот его рука моей рукою
По клавишам спокойно провела...
И вдруг, о чудо, запел баян,
Разлил колокола, и родилась мелодия...

Первые уроки, первые шаги в музыке. Этот высокий и сильный человек, с ласковым прищуром глаз всегда увлекал нас своей беспокойной, непосредственной передачей исполняемой музыки. Жест, мимика, напевание, показ – это воодушевляло, захватывало, заставляло ученика мобилизовать все силы.

Михаил Фёдорович относился к своим воспитанникам с большим вниманием. Он считал, что музыка способна найти отклик в душе любого ребёнка. С кем бы ни занимался М. Ф. Внуков, он всегда старался добиться максимальной отдачи ученика. В каждого ученика он вкладывал свои чувства, свое отношение к инструменту, свою любовью к баяну На уроке, как правило, звучало много музыки. Прекрасный исполнитель, Михаил Фёдорович мог безукоризненно сыграть любое из осваиваемых в классе произведений. Большое внимание уделялось педагогом регулярным выступлениям учащихся на сцене: в клубах, на фабриках и заводах, в парках на летней эстраде. Особенно почётными и ответственными считались выступления в отчётных концертах школы.

Первые уроки музыки М. Внуков получил от отца, баяниста-любителя. После учебы в ФЗУ (фабрично заводское училище) Михаил начал свою трудовую деятельность слесарем на Лензаводе, где активно участвовал в самодеятельности. И только в 1936 году, по путёвке комсомола, М. Внуков был принят на подготовительный курс музыкального техникума. В 1939 году Михаила призвали в армию.

Война застала Внукова Михаила Федоровича в городе Львове, где он проходил действительную военную службу. В первые годы войны он с оружием в руках сражался на фронте, принимали участие в обороне Киева и Москвы. а затем командование поручает Михаилу организовать фронтовую бригаду. Приказ был выполнен. Начались выступления в минуты затишья.

М.Ф. Внуков в армии
М.Ф. Внуков в армии

Вот один из многочисленных эпизодов фронтовой жизни тех лет: “Декабрьское Подмосковье 1941 года. Приказ - поиграть на баяне воинам передовой обороны. “Поднять дух, согреть душу солдату” - напутствовал политрук. И вот Михаил Федорович с баяном за спиной завернутым в плащ палатку, певец Костин, чтец Родос под огнем ползком добираются на передовую. Тесно прижавшись друг к другу ждали их в переполненной землянке бойцы. Забрались в землянку, развернули баян, хотели повеселить бойцов, а баян “пшш..., пшш...”. Все “ха, ха, ха”. Что же такое? А играть то выходит и не на чем. “Хорошо, что баян! А так бы вы живьем не пришли к нам... Ну, это дело поправимое”. Бойцы с ватников достали вату, заткнули дыру, и мы все же дали концерт. Радости, веселья не было конца. В эти минуты мы все почувствовали, как на фронте необходима музыка. В программе концерта были стихи и песни о Родине, и все, что просили бойцы.

Во время битвы за Москву музыканты давали концерты для раненых в госпиталях, воинских частях и на военных заводах. В составе концертных бригад Михаил Внуков выступал на различных фронтах, в том числе в блокадном Ленинграде, в партизанском крае Белоруссии. В 1944 году он был направлен во вновь сформированный джаз-ансамбль железнодорожных войск СССР, где и выступал до демобилизации.

М.Ф. Внуков в джаз-ансамбле
М.Ф. Внуков в джаз-ансамбле

Бойцы из джаз-ансамбля были настоящими профессионалами – сами сочиняли стихи и музыку, виртуозно владели музыкальными инструментами. Михаил Федорович также участвовал в обогащении репертуара для ансамбля. Им были написаны и исполнялись песни: «Баллада о Мирошниченко», «Фантазия на песни о Советской армии», «Боевой подруге».

В 1944 году на одном из концертов джаз оркестра железнодорожных войск, артистом которого в то время был Внуков, присутствовал легендарный генерал Чуйков. Из воспоминаний Михаила Федоровича: “Идет концерт. Вдруг налет авиации противника. Все заерзали. Чуйков встает и говорит: “Кто здесь не сталинградец? Ну-ка, сели все! Продолжайте, товарищи”. А когда мы закончили. Чуйков встал и сказал: “Слышали, как играли? Вот так и мы пойдем сейчас в бой и так “сыграем”, чтобы фрицы запомнили на долгие годы”.

М. Внуков был награжден боевыми медалями: “За оборону Москвы”, “За оборону Киева”, “За победу над Германией”.

Награды М.Ф. Внукова
Награды М.Ф. Внукова

По окончанию войны восстанавливается для обучения в музыкальный техникум, который закончил в 1948 году. Затем Михаил Фёдорович работал преподавателем и заведующим учебной частью в Школе-интернате инвалидов Великой Отечественной войны, где создал оркестр тембровых гармоник. Оркестранты играли на инструментах Московской экспериментальной фабрики; в комплект инструментов входили пикколо, прима, альт, баритон, контрабас. Исполнялись произведения: “Рассвет на Москве-реке” из оперы «Хованщина» Мусорского, “Тореадор и Андалузка” из сюиты «Костюмированный бал» Рубинштейна, “Марш танкистов” Чернецкого, “Эх, дороги” Новикова и другие.

С 1951 Михаил Фёдорович начал преподавать в ДМШ им. Ипполитова-Иванова. В те годы только начали формироваться основы методики преподавания игре на баяне, разрабатывались программные требования, шел поиск учебного и концертного репертуара. Педагоги детских музыкальных школ в обучении ориентировались, в основном, опираясь на свой исполнительский опыт, на приобретаемый практический опыт работы с детьми. Несмотря на то, что в 1957 и в 1963 годах появились первые программы по классу баяна для детских музыкальных школ, педагогам тех лет многое приходилось создавать самостоятельно: разрабатывать свою баянную методику, подбирать и делать переложения пьес, хорошо звучащих на готовом баяне, сочинять упражнения, этюды на различные виды техники, обработки народных мелодий. В этом педагогам большую помощь оказывало изучение фортепианной и скрипичной методики, знание репертуара и, конечно, большой исполнительский опыт.

Ансамбль тембровых гармоник М.Ф. Внукова в Школе-интернате ИОВ. 1950 г.
Ансамбль тембровых гармоник М.Ф. Внукова в Школе-интернате ИОВ, 1950 г.

Свою лепту в создании методики для баяна внес и Михаил Федорович Внуков. Сохранились тетради, в которых зафиксированы его многолетние педагогические и методические достижения, наброски своего методического пособия, включающего систему упражнений, разучивания гамм в различных ритмических последовательностях и штрихового разнообразия, систему накопления необходимых технических навыков через изучение этюдов на различные виды техники. Большое значение Михаил Федорович уделял постановке исполнительского аппарата, удобству перемещениям пальцев на клавиатуре, поиску рациональной аппликатуры, достижению выразительного звучания. Созданная им методика оснащала ученика значительным техническим багажом и уверенным владением инструментом на многие годы.

Класс М.Ф. Внукова в ДМШ им. Ипполитова-Иванова 1954-1955 г.
Класс М.Ф. Внукова в ДМШ им. Ипполитова-Иванова 1954-1955 г.
В первом ряду слева направо: В. Зотова, ..... , В. Володин, М.Ф. Внуков, С. Бланк, В. Ушенин, В. Гордиенко.
Во втором ряду слева направо: Е. Кириченко, Н. Кабалдин, М. Баев, Ж. Слономир, Б. Хихин, Б. Свиридов, И. Косенко.

Для коллег педагогический опыт М.Ф. Внукова был особо ценным и востребованным. Михаил Федорович регулярно приглашали для оказания методической помощи педагогам. Наряду с известными на Дону музыкантами-педагогами он выступал с докладами на «Педагогических чтениях», «Педагогических семинарах, проводимых в те годы. Темы докладов охватывали актуальные и интересующие педагогов проблемы: «О репертуаре для учащихся баянистов ДМШ», «Методика начального обучения», «Методика изучения гамм», «Работа с перспективными учащимися», «Методика проведения индивидуального обучения», «Работа педагога с учеником перед экзаменом», «Чтение нот с листа».

Оркестр баянистов под руководством М.Ф. Внукова, 1958 г.
Оркестр баянистов под руководством М.Ф. Внукова, 1958 г.
В первом ряду слева направо: ..., С. Бланк, М. Супруненко, В. Ушенин, ..., В. Волков, А. Ноздрачев.

В педагогической и концертной практике пользовались популярностью его обработки народных мелодий: «Яблочко», «Коробейники», «Светит месяц», «Камаринская» и другие, обработки и переложения для дуэтов и трио баянистов, а также значительное количество этюдов на различные виды техники. В музыкальной школе во всем разнообразии раскрылся педагогический и организаторский талант М.Ф. Внукова. Он одним из первых в области организует и руководит школьным оркестром баянистов. Менялся состав, приходили новые ученики, и каждый раз нужно было заново их заинтересовать, вовлечь в процесс оркестрового музицирования.

Выступление на телевидении оркестра баянистов М.Ф. Внукова, 1960 г.
Выступление оркестра баянистов М.Ф. Внукова на телевидении, 1960 г.

Для каждого состава с учетом подготовленности юных музыкантов создавались новые аранжировки и инструментовки. Обработки народных мелодий: «Вейся, вейся капустка», «Куда милый скрылся», «Во сыром бору тропинка», «Во поле берёза стояла» и другие. Транскрипции популярных сочинений: «Увертюры из кинофильма Дети капитана Гранта» Дунаевского, «Вальса» из оперы «Иван Сусанин» Глинки, «Гимн великому городу» Глиэра, «Вступление к опере «Хованщина» Мусоргского, «В ауле» Ипполитова-Иванова, «Утро» и «Танец Анитры» Грига, «Концертной пьесы» Коняева и другие.

Оркестр баянистов ДМШ им. Ипполитова-Иванова под руководством М.Ф. Внукова, 1961 г.
Оркестр баянистов ДМШ им. Ипполитова-Иванова под руководством М.Ф. Внукова, 1961 г.

Вспоминает Сергей Иванович Бланк; «Нам повезло, что мы занимались у Внукова М.Ф., который в своей практической деятельности опирался на методику пианистов и скрипачей. Он постоянно говорил: “Учитесь у пианистов”, и нередко, работая в классе над фортепианными пьесами, приводил своих учащихся на консультации к педагогам-пианистам - прежде всего к Вере Михайловне Клячко, которую он очень уважал. Мои занятия по специальности проходили успешно. Уже со второго класса Михаил Федорович взял меня в свой баянный оркестр, в составе которого я в конце года выступал на отчетном концерте. Оркестр в ту пору был небольшой - 12 человек. Михаил Федорович сам инструментовал яркие, интересные произведения, в основном классические пьесы и обработки народных мелодий. Мы переиграли оркестром много разнообразной музыки, причем не только в процессе подготовки к концертам, но и просто знакомясь с различными сочинениями. В 3 классе я уже участвовал в областном конкурсе.

Оркестр баянистов ДМШ им. Ипполитова-Иванова под руководством М.Ф. Внукова, 1970 г.
Оркестр баянистов ДМШ им. Ипполитова-Иванова под руководством М.Ф. Внукова, 1970 г.

В школе одним из действенных инструментов воспитания юных музыкантов был педагогический ансамбль баянистов, которым, как признанный лидер, руководит Михаил Федорович. Будучи прекрасным исполнителем, он всегда тяготел к ансамблевой форме музицирования. Мне запомнился его дуэт с Я.М. Лихно, а позже и трио в составе: М.Ф. Внуком (1-й баян), Я.М. Лихно (2-й баян), В.Д. Гусь (3-й баян). Нас он тоже приучал играть в ансамблях. Вспоминаю трио в составе: Сергей Бланк, Михаил Супруненко, Владимир Ушенин, - которое выступало и на отчетных концертах, и по Ростовскому телевидению”.

Вспоминает Владимир Павлович Володин (директор музыкальной школы им. Ипполитова-Иванова с 1983 по 2000 год): “Мне повезло в жизни. Не только потому, что я сам когда-то был учеником Михаила Фёдоровича, что именно он привил мне любовь к музыке, помог стать музыкантом-профессионалом, но и потому, что более 15 лет я проработал рядом с ним, что в своей работе пользовался постоянной поддержкой, вниманием, советами этого опытнейшего педагога.

Ансамбль педагогов-баянистов ДМШ им. Ипполитова-Иванова, 1974 г.
Ансамбль педагогов-баянистов ДМШ им. Ипполитова-Иванова, 1974 г.
Первый ряд: М.Ф. Внуков, В.Д. Гузь, А.С. Усенко.
Второй ряд: В.П. Володин, Д.А. Сорокваш, Ю.Г. Безшлях.

С самого начала моей педагогической работы Михаил Фёдорович взял надо мной шефство, помогая в самых различных вопросах: в подборе репертуара, в трактовке различных произведений, в умении найти контакт с учащимися. Такая поддержка для молодого преподавателя очень важна. Она помогает обрести уверенность в себе, укрепиться в сознании полезности своего труда.

За годы совместной работы я многому у него научился: требовательности к себе и другим, дисциплинированности и аккуратности, полной самоотдачи любимому делу, и главное – готовности в любой момент прийти на помощь, дать ценный совет, передать опыт молодому коллеге. Поэтому не только я считаю себя учеником М.Ф. Внукова, то же самое могут сказать и другие педагоги нашей школы. И в этом смысле можно смело утверждать, что Михаил Фёдорович является одним из зачинателей такого движения, как наставничество”.

Шефство Михаила Фёдоровича Внукова над молодыми педагогами не ограничивалось рамками одной музыкальной школы. Многие педагоги-баянисты Ростовской области стремились побывать у него на уроках, поучиться педагогическому мастерству. Неслучайно в течение десяти лет М.Ф. Внуков возглавлял областную секцию баянистов и аккордеонистов.

В самых разных уголках нашей страны работают многие бывшие ученики Михаила Фёдоровича. В его классе получили музыкальное воспитание около 130 учеников, 70 из них стали профессиональными музыкантами. Среди них: заслуженный артист России, кандидат искусствоведения, профессор Ростовской консерватории им. С.В. Рахманинова В.В. Ушенин, заслуженные работники культуры, доцент С.И. Бланк, В.Г. Скиба, В.П. Володин, преподаватели детских музыкальных школ В.В. Браславский, Е.И. Кириченко, В.Ф. Зотова; преподаватель культпросвет училища М.Б. Супруненко, солист Краснодарской филармонии В.В. Игнатов и другие. Все они старались навестить своего педагога, выразить свою бесконечную благодарность первому учителю. Такие встречи не только были приятны Михаилу Фёдоровичу – в процессе общения он стремился почерпнуть для себя что-то новое, интересное в профессиональном отношении. Именно в постоянном поиске, саморазвитии, в стремлении к совершенству и заключался секрет педагогического мастерства, неизменной творческой молодости М.Ф. Внукова.

Афиша-приглашение на вечер памяти М.Ф. Внукова
Афиша-приглашение на вечер памяти М.Ф. Внукова.

3 октября 2015 года в день рождения Михаила Федоровича Внукова в музыкальной школе им. М.М. Ипполитова-Иванова состоялся вечер памяти замечательного музыканта, педагога, посвятившего свою жизнь становлению исполнительства на баяне и воспитанию молодых музыкантов. Этому событию предшествовали радиопередача (ведущая «Музыкальной гостиной» Наталья Мещерякова) и телепередача (Дон ТР).

Фотографии с концерта-памяти М.Ф. Внукова

На юбилее Внукова М.Ф. На юбилее Михаила Федоровича Внукова На юбилее Внукова М.Ф. На юбилее Внукова М.Ф. На юбилее М.Ф. Внукова после концерта С Сергеем Бланком
В. Ушенин со свои первым баяном Ростов-Дон С организаторами и участниками концерта

Заслуженный артист России,
кандидат искусствоведения,
профессор Ростовской консерватории
профессор В.В. Ушенин


English version

Дорогие друзья!
Я искренне рад приветствовать вас на моем сайте!


Здесь Вы сможете найти:

Партитуры

Около 100 аранжировок для различных видов ансамблей и переложений для баяна соло.

Книги по истории и теории исполнительства
В описании изданий Вы сможете прочитать одну из глав некоторых книг.

Музыкальные и видео- записи
Компакт-диски ансамбля "Калинка" и видеозаписи концертов этого коллектива.

А также, сможете ознакомиться с информацией о моей «Школе художественного мастерства».



Популярные книги

Исполнительское мастерство современного баяниста (аккордеониста)

Ушенин В.В. Исполнительское мастерство современного баяниста (аккордеониста): очерки методики профессионального обучения


Школа игры на аккордеоне

Книга В.В. Ушенина «Школа игры на аккордеоне»


Главная Биография Ноты для баяна Аудио Книги Галерея Ученики
E-mail:

Copyright © 2007-2022 Ушенин В.В.

In English (by translate.yandex.ru)


Мой канал в Youtube