Из поколения в поколение в семье Семеновых передавалась любовь к музыке. На баяне играл дед. Благодаря отцу, Вячеслав получил первые музыкальные впечатления, познакомился с игрой на баяне.
В 14 лет он поступает в Ростовское музыкальное училище. Здесь произошла встреча, которая коренным образом повлияла на его дальнейшую судьбу. Большой души человек, пианистка и композитор по образованию, замечательный педагог – Анна Николаевна Крахоткина увидела в настойчивом абитуриенте настоящий самородок..
По ее рекомендации Вячеслава берут в музыкальное училище, и начинается работа. Вячеслав проходит учебный материал, по всем предметам в несколько раз превышающий требования программы. Только незаурядная трудоспособность, сила характера и отменное физическое здоровье Семенова позволили выдержать все нагрузки.
Это не значит, что он не играл с ребятами в футбол, не увлекался чем-то по-юношески. Напротив, занимаясь в секции классической борьбы, он становится чемпионом области среди юношей и получает первый спортивный разряд. Тренеры предсказывали ему большое будущее. Некоторое время он даже выбирал между спортом и музыкой. Победила музыка. Семенов и в дальнейшем с большой благодарностью вспоминает спорт, давший ему немало для становления его поистине бойцовского характера.
Неудивительно, что при такой интенсивной работе, имея прекрасного педагога-наставника, перспективный готово-выборный инструмент, Семенов к четвертому курсу становится одним из лучших баянистов в училище. Уже тогда его игра отличалась большой эмоциональной выразительностью, искренностью переживаний, масштабностью и организованностью мышления. У Вячеслава вызревает мечта поступить в музыкально-педагогический институт им. Гнесиных в Москве, посвятить себя концертной эстраде.
В Гнесинке начинается новый этап творческой биографии Вячеслава Семенова: поиск, накопление знаний, впечатлений, первые серьезные испытания на исполнительском поприще, зарождение идей, которые неуклонно претворялись им в дальнейшем. Музыкальная жизнь столицы полностью захватила Вячеслава. То, что раньше представлялось недосягаемым и далеким, обрело реальные перспективы...
В институте Семенов попадает класс по специальности к Анатолию Алексеевичу Суркову – заслуженно деятелю искусств РСФСР, концертирующему в то время баянисту, известно автору обработок для баяна. Большую пользу принесло Вячеславу его общение с профессором Сергеем Петровичем Горчаковым, у которого он занимался дирижированием и в классе которого прошел разнообразный и сложный репертуар. С большой благодарностью вспоминает своих преподавателей К.Р. Бабасинову по общему фортепиано, И.М. Авратинера – по педагогике, Б.М. Егорова по методике.
Несмотря на напряженный ритм бы, обилие постоянно меняющихся впечатлений культурной жизни столицы, многочисленные общественные поручения и работу в самодеятельности, главное в жизни Вячеслава занимает баян. Успешные занятия позволяют ему в 1967 году участвовать в международном конкурсе в г. Клингентале (ГДР), где он становится дипломантом. В 1968 году приходит
новый успех: на международном конкурсе в рамках IX Всемирно фестиваля молодежи и студентов в Софии Вячеслав Семенов удостаивается бронзовой медали и звания лауреата.
Открывается перспектива концертной практики по окончании института. Но жизнь распорядилась иначе: его направляют на работу в Ростовский музыкально-педагогический институт, где он, будучи еще студентом пятого курса Гнесинки, начинает свою педагогическую деятельность.
Такое изменение в судьбе не помешало Семенову с блеском закончить институт и поступить в ассистентуру-стажировку. В Ростове проходит созревали Семенова как музыканта, педагога, исполнителя и композитора. В эти годы выкристаллизовываются идеи, который позднее принесут славу и утвердят авторитет кафедры народных инструмент РГМПИ на всесоюзной и международной аренах.
В 1971 году, после службы в рядах Советской Армии (в ансамбле Северо-Кавказского военного округа), еще молодого педагога, но уже известного музыканта назначают заведующим кафедрой народных инструментов. И вот за небольшой срок – восемнадцать лет – кафедра вышла на передовые рубежи. Одним из убедительных тому подтверждений являются успешные выступления на различных конкурсах баянистов-ростовчан. Начиная с 1975 года, они составляют серьезную конкуренцию уже завоевавшим признание баянным школам Москвы, Ленинграда, Киева
Первым открыл список побед ростовских музыкантов аккордеонист Юрий Дранга, завоевавший на международном конкурсе в Клингентале третью премию. Следующий, 1976 год – вторая премия баяниста Леонида Сетракова. В 1977 – первое место и специальный криз «За лучшее исполнение обязательного сочинения» у Владимира Шишина (класс В.В. Ушенина). 1979 год – первые
премии на II Всероссийском и I Всесоюзном конкурсах баянистов-аккордеонистов Анатолия Заикина. А в 1980 году – его же победа на Международном конкурсе в Клингентале: первое место и специальный приз «За лучшее исполнение обязательного сочинения». 1981 год – первое место на международном конкурсе в Клингентале Геннадия Галицкого. В 1982 году Михаил Зацепим завоевывает «Кубок мира», золотую медаль и специальный приз на международном конкурсе в Гамбурге. В 1984 году – второе место в Клингентале Григория Османова и первое место на II Всесоюзном конкурсе Юрия Шишкина.
Стабильность музыкантов ростовской баянной школы выдвинула Семенова в число ведущих деятелей баянного искусства у нас в стране и за рубежом. Вячеслав Анатольевич, начиная с 1975 года, постоянно участвует в работе жюри всесоюзных отборов, всероссийских конкурсов. В 1980 и 1982 он был членом жюри от Советского Союза на международных конкурсах.
В последние годы стало традицией приглашение Семенова на международные курсы аккордеонистов, которые проводятся во Франции, Швейцарии, Финляндии, Швеции; там он читает лекции по теории исполнительства (на английском языке), дает сольные концерты и открытые уроки. А в 1982 году его избирают вице-президентом Всемирной ассоциации аккордеонистов.
Часто среди музыкантов возможно услышать: «Семенову везет!» И действительно, некоторые кардинальные моменты его биографии вызваны стечением обстоятельств. Хотя бы взять такой пример: Семенов приезжает в Москву, где в это время с концертами и докладами выступает один из ведущих западных музыкантов-аккордеонистов, профессор Датской консерватории Могенс Эллегард, знакомится с ним и через некоторое время получает приглашение выступить с сольными концертами и методическими докладами в Дании и Швеции. Но почему Эллегард выбрал именно Семенова, когда Москва является центром музыкальной культуры нашей страны, а в Гнесинском институте работают и лауреаты международных конкурсов, и известные педагоги, воспитавшие не одно поколение музыкантов-баянистов?... Семенов был готов к встрече с Эллегардом на должном уровне. Этому предшествовали годы напряженного труда и как исполнителя, и как педагога, годы самосовершенствования. Не последнюю роль сыграло знание английского языка, которому он уделяет постоянное внимание. Но главное все же – дар общения, жизненная активность, знания, видение мира, воля в достижении поставленной цели. У Семенова есть что сказать, чем поделиться, чем увлечь собеседника. Час, другой разговора с ним, особенно когда он с инструментом, – и вы полны новых впечатлений, которые остаются надолго как нечто значительное. В дальнейшем захочется еще встретиться, поговорить, послушать этого человека.
Жизнь Вячеслава Семенова в постоянном стремлении к совершенству. Это ощущаешь, когда видишь его отношение к себе. После очередной победы он и радуется успеху, и гордится недолго, а затем перед вами тот же Семенов, весь поглощенный какой-либо новой идеей. Видно, что ему просто некогда любоваться собой.
Большое место в творческой биографии В. А. Семенова занимает совместная работа с балалаечником, заслуженным артистом РСФСР, лауреатом всероссийского, всесоюзного и международного конкурсов, профессором РГМПИ Александром Степановичем Даниловым. Дуэт возник в 1973 году. Толчком к его созданию послужил проводимый в рамках Всесоюзного фестиваля молодежи конкурс исполнителей на народных инструментах в Воронеже, служивший еще и отбором на Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Берлине. За короткий срок была подготовлена и с блеском исполнена программа конкурса. Жюри присудило дуэту первое место и звание лауреата Всесоюзного конкурса, а позже, в Берлине, они становятся и лауреатами Международного конкурса, завоевав золотые медали Всемирного фестиваля молодежи и студентов.
После победы в Берлине началась совместная деятельность дуэта. Его включают в различные творческие группы ЦК ВЛКСМ, Министерства культуры РСФСР и СССР, направляемые за рубеж. Сразу после фестиваля – Лаос, Вьетнам, затем Англия, Шотландия. В 1974 году за совместную концертную программу 1973-1974 годов они были удостоены звания лауреатов областной премии Ленинского комсомола Дона. К этому времени относится и приглашение участвовать в концертной программе ансамбля песни и пляски донских казаков.
Художественный руководитель ансамбля, заслуженный деятель искусств, лауреат Государственной премии СССР, Анатолий Николаевич Квасов еще по Гнесинскому институту хорошо знал талантливых музыкантов. Пригласив Данилова и Семенова, он не ошибся – дуэт отлично вписался в программу. Артисты исполняют композиции на основе донского фольклора и другие специально подготовленные для этих концертов произведения.
Столь быстрое становление и значительные успехи ансамбля объясняются готовностью каждого к этой форме музицирования, где, кроме прекрасного владения инструментами и творческой зрелости, нужны еще и сложившиеся навыки ансамблевой игры. Столь разные в жизни люди, на сцене они прекрасно понимают и хорошо дополняют друг друга. Сказывается длительная совместная работа, высочайший профессионализм, безупречное владение инструментами, интересная манера игры, идущая от лучших традиций исполнительства на народных инструментах: Данилов – сосредоточен, ритмически строг, чувствуется ведущий действия. Семенов, как и положено баянисту в дуэте, выполняет многообразные функции: то подчиняется ведущей партии – очень тонко, с улыбкой подает свои реплики, то берет инициативу на себя, ярко, виртуозно исполняя вариации. Характерное, эмоционально-приподнятое исполнение ансамбля, донесение до слушателей каждого нюанса, каждой интонации не оставляет равнодушных в зале: почти каждый номер повторяется на бис.
Достаточно полное впечатление об искусстве дуэта дает вышедшая в 1980 году пластинка. Когда слушаешь эту запись, поражаешься прежде всего ансамблевой слитности Данилова и Семенова, отточенности и озвученное деталей, эмоциональному накалу, устойчивости пульсации, виртуозности и синхронности исполнения сложнейших вариаций и пассажей.
Содружество Вячеслава Семенова с композитором Анатолием Кусяковым является значительным фактом не только в биографии этих музыкантов, но и стало новым этапом в советской музыке для баяна. Произведения Кусякова – Первая, Вторая и Четвертая сонаты, сюита «Зимние зарисовки», Фуга и бурлеска – открыли для баянистов новые грани возможностей современного баяна. Семенов давно искал профессионального донского композитора, который писал бы для баяна. Писать самому еще не под силу. А время требовало: появился отличный инструмент «Юпитер», большая плеяда молодых музыкантов-баянистов «выросла» из существующего оригинального репертуара. Нужна была музыка, которая сразу бы зазвучала, захватила и одновременно поставила бы новые задачи перед исполнителями, подняла их на новый качественный уровень.
В это время в Ростов возвращается Анатолий Кусяков – бывший выпускник РГМПИ, закончивший по классу композиции аспирантуру у Баласаняна. Первое услышанное произведение Кусякова – концерт для скрипки с оркестром – покорило Семенова. Он тогда сказал: «Я чувствую в его музыке как раз то, что мне нужно». А вот как об этом рассказывает А. И. Кусяков: «Важно было объединить народно песенные традиции и лучшие завоевания профессиональной музыки. Сонату создавали с Вячеславом поистине вместе: искали лучшие варианты. Он выучивал каждый написанный кусок, но потом зачастую все-таки приходилось отказываться от того, что было эффектно, но не очень убедительно. Кое-что приходилось капитально переделывать, однако, работа была увлекательной и благодарной, мы оба горели нетерпением и искренним желанием создать хорошую настоящую музыку...».
Соната быстро завоевала признание, и заслуга в этом в большой степени принадлежит Семенову. Он записывает ее на пластинку, включает в свой сборник – «Играет Вячеслав Семенов». На гастролях в нашей стране и за рубежом он часто исполняет и пропагандирует музыку Анатолия Кусякова
Кусяков становится признанным композитором для баяна. По заказу Всесоюзного радио им написана сюита для этого инструмента «Зимние зарисовки». Появляется еще одна соната. Вслед за ней – обязательная пьеса для Всероссийского конкурса исполнителей на народных инструментах «Фуга и бурлеска», Четвертая соната. Все эти произведения написаны в творческом содружестве Вячеславом Семеновым, они ему и посвящены.
Задатки композиторского дарования у Семенова проявились в детстве. Желание что-либо присочинить, изменить присуще было ему уже тогда, но получили свое развитие в дальнейшем – в виде инструментовок для оркестра народных инструментов, доработки баянного концерта своего педагога Крахоткиной.
Но довольно большой промежуток времени Семенов вообще отказывает себе в серьезных занятиях композицией, все силы сосредоточивая на исполнительстве. В шутку он говорил, что лучше быть хорошим исполнителем, чем плохим композитором. Очевидно, дело было в том, что композицией нужно заниматься столь же серьезно, как и баяном. Учеба в институте, подготовка и участие в конкурсах, ассистентура-стажировка, служба в армии, работа в РГМПИ, гастроли захватывали целиком, не оставляя ни сил, ни времени. Но и в концертной, и в педагогической работе Семенов мыслил как композитор. Это выражалось в тех интересных переложениях, которые выходили у него на уровне новых сочинений.
И только с 1976 года по-настоящему начинается его занятия композицией. С одной стороны, толчком к этому послужила встреча и творческое содружество с Анатолием Кусяковым, с другой – большой музыкальный материал, накопившийся за последний период жизни: работа в ансамбле СКВО, в ансамбле донских казаков и т.д. Семенов поступает в класс композиции Кусякова. В скором времени появляются его первые сочинения для баяна, в которых он достаточно уверенно заявил о себе как интересный, перспективный композитор.
Концертные произведения Вячеслава Семенова – «Донская рапсодия», «Фантазия памяти Василия Шукшина», «Болгарская сюита» – быстро вошли в репертуар баянистов и стали популярными, Это объясняется прежде всего тем, что свои произведения композитор создает или на подлинных народных песнях, или на материале, близком к народным интонациям.
Так, «Донская рапсодия» («Сказы о Тихом Доне») написана на основе фольклора донского края. В ней традиционные для Дона интонации вокальной музыки получили новое инструментальное воплощение благодаря использованию разнообразных выразительных возможностей современного баяна. Несмотря на то, что «Донская рапсодия» написана сравнительно недавно, она часто звучит на концертной эстраде. Яркость музыкального материала с использованием сложнейших технических приемов, возможность разнообразно показать музыкальные и технические данные исполнителя позволили включить это произведение в программу выступлений баянистов на всероссийских, всесоюзных и международных конкурсах.
Другой творческой удачей композитора явилось создание «Болгарской сюиты» – произведения с использованием болгарского фольклора. Семенов давно собирал материал. Еще участвуя во Всемирном фестивале в Софии, он был покорен яркими, ритмически своеобразными болгарскими мелодиями, виртуозной игрой болгарских музыкантов. Некоторые темы, услышанные там, он записал. После этого он еще несколько раз побывал в Болгарии и каждый раз увозил новые музыкальные впечатления. В окончательном варианте «Болгарская сюита» была объявлена обязательной пьесой на национальном конкурсе во Франции.
В последние годы написаны новые сочинения. Это «Старая эстонская легенда» – результат концертной поездки по городам Прибалтики, «Детская сюита» – посвященная дочери Марине, Первая соната и обработки русской народной песни «Белолица, круглолица» и казачьей «По Дону гуляет».
Большим событием в жизни Вячеслава Семенова явилась запись в 1979 году своей первой пластинки, которую выпустила всесоюзная фирма «Мелодия» в серии «Произведения советских композиторов». Пластинка знакомит слушателей с обликом музыканта, дает эталонное исполнение произведений Кусякова, показывает возможности баяна в полнозвучном переложении исполнителя органного сочинения Мушеля, раскрывает дарование Семенова как композитора.
Появлению пластинки предшествовали частые записи и выступления по радио, телевидении. Возвращаясь из интересных поездок, Семенов встречался с телезрителями, радиослушателями, рассказывал и играл. Играл, как правило, новый репертуар, считая появление перед людьми своеобразным отчетом. О тщательности подготовки к этим выступлениям рассказывает автор и ведущая передач преподаватель РГМПИ Галина Васильевна Вороника: «Вячеслав Анатольевич записывал рондо Бетховена «О потерянном гроше». Время для записи оказалось вечернее. Работа долго не спорилась, приходилось дописывать буквально по кусочкам, но что-то постоянно не устраивало Вячеслава. Он замучил всех, в течение восьми часов бился над точностью передачи замысла композитора, над оригинальностью звучания произведения, написанного для фортепиано! Было уже 4 часа утра. Семенов сам стал включать аппаратуру, склеивать, монтировать Куски. Закончив работу, он все прослушал и сказал: «Это не годится. Нет цельности, теряется характер развития». После этого взял инструмент и заново сыграл все произведение сначала. Тогда он нас всех покорил своей одержимостью, высочайшей требовательностью к себе, неистовым стремлением к совершенству».
«Яркая индивидуальность, неустанный поиск и смелость в интерпретации произведений, богатство репертуара, высокий профессионализм и, наконец, глубокое знание и художественное осмысление музыкального фольклора в собственных сочинениях выделяют В. А. Семенова среди других баянистов-исполнителей», – читаем в одой, из рецензий, присланной из Воронежского института искусств. Автор другой рецензии на концерты Вячеслава Семенова, знаменитый датский аккордеонист Могенс Эллегард в статье «Лучший концерт в сезоне» резюмировал свои впечатления: «Напрасно я искал в словаре те слова, которые могли бы выразить все мои чувства на этом незабываемом концерте. Позвольте же мне повторить то, что я писал, когда слушал Семенова пять лет назад: он все такой же феноменальный и фантастичный, только еще более совершенный как инструменталист, музыкант и артист».
Знакомясь и с другими рецензиями, убеждаешься, что они все сходятся в главном: каждое выступление лауреата международных конкурсов, заслуженного артиста РСФСР, профессора Вячеслава Анатольевича Семенова – незабываемый праздник баянного искусства.
Сразу после успеха на Международном конкурсе в Клингентале Семенова включают в различные творческие группы для поездок по нашей стране и за рубеж. Первый сольный концерт состоялся в 1968 году в Ростове-на-Дону, когда Семенов был уже преподавателем РГМПИ, но еще студентом 5-го курса института им. Гнесиных. В программу концерта вошли произведения, проверенные в выступлениях на конкурсах, в концертах, а также новые, из его будущей государственной программы. Но в то время выступления носили скорее эпизодический характер. Да и возможности концертной практики были ограничены учебой в Институте. Только после окончания вуза и службы в армии появилась возможность для серьезной концертной работы. В репертуар включаются апробированные произведения, но основу, его новое лицо стали определять произведения, выученные в ассистентуре-стажировке под руководством профессора О.М. Агаркова.
Известный скрипач, симфонический дирижер, методист и педагог Олег Михайлович, не сковываясь рамками возможного и традиционного на баяне, раскрыл перед Семеновым широкие горизонты мировой музыкальной литературы: Шуман – «Фуги», Мендельсон – «Песни без слов», Франк – «Пастораль», Шуберт – «Экспромты», «Соната ля минор», Лист – «Этюды», Бах – «Чакона», Стравинский – «Масленица», Мессиан – «9-я медитация» из органного цикла. Сложность, романтическая направленность такой программы требовала от баяниста новых, адекватных оригинальным инструментам звучаний, интересных, надежных переложений, тонкой регистровки. В выборе программы Агарков сумел почувствовать творческую индивидуальность музыканта, помог определить свое лицо, а требовательность педагога, его высочайшая музыкальная эрудиция дали толчок исполнителю к совершенствованию на многие годы вперед.
Сегодняшней концертной практике Вячеслава Семенова присуще расширение географии в Советском Союзе и за рубежом. Интерес к артисту неизменно растет. Ему постоянно приходится «быть в форме», обновлять репертуар, совершенствовать мастерство. Сейчас музыкант поддерживает и исполняет несколько самых разнообразных программ: «Органная музыка на баяне». «Вечер современной музыки», «Современная баянная соната». «Донские композиторы для баяна», «Старинная и классическая музыка», «Современная оригинальная музыка» и другие.
Что же привлекает в Семенова-исполнителе?... Прежде всего современность жизненность произносимых с эстрады концепций, яркость образов и искренность своих мыслей и чувств. Он в совершенстве владеет секретами неотразимого воздействия звука. Слушая Семенова, физически ощущаешь малейшие оттенки переживаний исполнителя. Это отмечается и во многих рецензиях на его концерты. Вот что написано в одной из них: «Семенов очень глубоко ощущает современность, ее светлые и темные течения, ее сложные ритмы. Очень непростые для восприятия вещи он насыщает своим ощущением мира – и они становятся близкими слушателю». В этой же рецензии читаем: «В Мессиане, одном из сложнейших авторов современности, Семенов прежде всего ищет – и находит – общечеловеческое начало. Финал органной сюиты Мессиана утрачивает приданный ему автором мистический оттенок, наливаясь очень земной, клокочущей мощью...».
В других рецензиях отмечается необычайно широкий творческий диапазон музыканта, интересный и разнообразный репертуар и высокая исполнительской культура, подлинный артистизм и виртуозная новаторская манера владения инструментом, его необыкновенная самоотдача, стремление играть ярко, эмоционально. Рецензенты выделяют также безупречное чувство стиля и совершенное владение формой исполняемых произведений, сочетающееся с исключительной свободой выражения, непринужденностью и импровизационностью. «Семеновская манера игры, в сущности, контрастна: раскованно-напориста и в то же время как бы сцементирована изнутри. Семенов безраздельно утверждает свое видение произведения, но – полностью застрахован от какого бы то ни было налета разухабистости. Его исполнение отмечено совершенством вкуса и истинным благородством звучания. Баян в руках Семенова – это интеллигент, вскормленный соками народной почвы и счастливо, сохранивший кровные связи с ней».
Лучше, пожалуй, и не скажешь. Но и этого недостаточно, когда говоришь о Вячеславе Семенове. Трудность в оценке его исполнительского творчества заключается в постоянно меняющемся облике музыканта. Ошибаются те, кто пытается зафиксировать, определить границы его таланта. На самом деле мы являемся свидетелями очередного этапа творческого роста музыканта, чья зрелость, мастерство и убедительность интерпретаций оставляют неизгладимое впечатление.
Сегодня Вячеслав Семенов – педагог, концертирующий виртуоз, умелый интерпретатор музыки разных стилей и композитор, с увлечением занимающийся просветительской деятельностью. Методические семинары, доклады на конференциях. посвященных проблемам баянного искусства, встреча с преподавателями и студентами в различных городах страны, заканчивающиеся, как правило, сольными выступлениями. – все эго свидетельствует о том, что Семенов не замыкается в своем личном, а всегда делится новыми творческими достижениями с молодежью.
Не замыкается Семенов и в рамках отечественной исполнительской школы. Он по-прежнему широко представляет баян за рубежом. Ярким тому подтверждением является ставшее уже традиционным участие ею в Международных фестивалях аккордеонистов в Парижа, куда приглашаются лучшие представители всех жанров. Жанр классического аккордеона в течение двух лет представляет Вячеслав Семенов, что говорит о высоком признании советской баянной школы и авторитета известного музыканта.
Обширна география концертной деятельности Вячеслава Семенова и у нас в стране: Дальний Восток и Средняя Азия, Сибирь и Прибалтика. Выступления в лучших концертных залах Москвы, Киева, Минска, Ленинграда. Горького, Воронежа и других городов Советского Союза. Исполнитель в постоянном поиске новых средств воздействия на слушателей, в расширении сфер участия баяна в музыкально-эстетическом воспитании трудящихся.
Впереди – новые успехи и новая упорная, неустанная работа.