Статьи
К 25-летию сценической деятельности ансамбля "Донцы"
В. П.: Возвращаясь в Россию из заграничных гастролей, где публика знает наши народные инструменты, наши народные песни, а зачастую и слова, сталкиваешься с удивительными вещами современная молодёжь даже не знает, что такое балалайка, называя её гитарой или бандурой, баян аккордеоном, а о таких инструментах, как свирель, жалейки, рожки слышат впервые. Всё это мы видим воочию, выступая во всех уголках нашей области. Поэтому, на наших концертах основной целью коллектива остаётся раскрытие прелести народной музыки и желание как можно больше рассказать о народных инструментах.
В. У.: Я всегда думал, что в последние годы проблемы ансамбля "Калинка", которым я руководил, были в его академической направленности, чья исполнительская стилистика была рассчитана на глубокое восприятие. И нам казалось, что слушателям иногда было сложновато сосредоточиться на восприятии. Но Ваш коллектив, Александр Петрович! Вы всё время стремились, чтобы "Донцы" был зрелищным ансамблем. Замысел Ваших программ всегда был направлен на легкость восприятия предлагаемого репертуара, его узнаваемости для простой публики. Вы много искали в форме сценической подачи концертных номеров: аккомпанируя солистам стоя, передвигаясь по сцене во время исполнения, артистически обыгрывая каждую интонацию (Хотя это невероятно трудно: играть "в живую" на инструментах и двигаться). А привлечение лучших в нашем городе солистоввокалистов! На протяжении всей сценической деятельности ансамбля Вы стремились к максимальной отдаче на сцене каждого участника в ожидании такой же отдачи от зрительного зала. Поиск шёл как в средствах воздействия на публику, так и в завоевании своей публики, которая бы вас любила и стремилась приходить на следующие ваши концерты, публики, которая хотела вас воспринимать, ещё и ещё раз получать удовольствие от общения с вашим творчеством. И все 25 лет эта работа неуклонно продолжалась. В филармонии не просто работать, выступая на одних и тех же концертных площадках, необходимо всё время обновлять репертуар и искать новые формы работы. Где же ваша публика и есть ли она у вас?
А. К.: Мы не смог бы просуществовать 25 лет, если бы не обновляли репертуар, не вводили новые инструменты (владимирский рожок, свирель, жалейку, саратовскую гармошку, косу, трещотки, рубель, кокошник, коробочки и т. п.), не искали новые формы подачи музыкального материала, не совершенствовали исполнительское мастерство. И не случайно у нас есть публика, которая идёт на наши концерты, что подтвердил прошедший юбилейный вечер ансамбля. Наша публика, в основном, музыкально подготовленная: учащиеся музыкальных школ, их родители и педагоги, студенты средних и высших учебных заведений. Это безусловно нас радует, но то что основная масса населения оторвана от русской национальной культуры очень огорчает.
Наш коллектив много лет работает в условиях рыночных отношений. Мы имеем план концертов, план зрителя и финансовый план. Мы зарабатываем деньги и приносим прибыль. Но делать это в наше жанре очень нелегко, а иногда даже невозможно. Ведь народные инструменты это душа народа, наша гордость, наша история. Это не коммерческий вид искусства и на нём много денег не заработаешь. Считаю, что нашему жанру необходима серьёзная государственная поддержка, особенно тем коллективам, которые держат высокую планку исполнительского мастерства. Им нужна достойная зарплата, хорошая материальная база (качественные инструменты, артистические костюмы, звуковая аппаратура). Особенно наш жанр нуждается в пропаганде и рекламе, как местных СМИ, так и российских.
В.У.: Раньше таких планов не было, чтобы народные коллективы приносили доход. С другой стороны, народ не приучен платить за выступления народных коллективов, относясь к этому жанру, как проявление самодеятельных народных инстинктов. Становится обидным, когда приезжают "попсовые" коллективы, за посещение выступлений которых эта же публика платит значительные суммы. Ещё больше расстраиваешься, когда попадаешь на такие концерты, видишь наполняемость зала и что зрителям "подают". А ведь сегодня уровень и направление развития нашей культура во многом зависит от тех, кто имеет возможность приходить на концерты, одним словом, кто имеет деньги, и за что они готовы заплатить. В основном, это "развлекуха", часто переходящая через грань нравственности. Впечатления, не связанные с человеческими размышлениями, настоящими, глубокими чувствами и переживаниями. Достаточно, что это веселит и развлекает.
Сегодня для всех стало очевидным, что на протяжении "перестройки", а затем периода "рыночных отношений" в области культуры народноинструментальному искусству был нанесен огромный урон. Информационная политика, формируемая отечественными массмедиа (радио, телевидением, журналами и газетами, российскими "ячейками" Интернета), издательствами, производителями кино, аудио и видеопродукции, приобрела подчеркнуто коммерческую направленность с ориентацией на худшие западные образцы. Стремление прививать молодому поколению взыскательный художественный вкус и любовь к многовековым культурным традициям собственного народа уступила место расчетливой эксплуатации потребительских взглядов на художественное творчество: минимум серьезности, глубины, возвышенности, побольше внешних эффектов и бездумной развлекательности, а главное целенаправленного воздействия на подсознание молодежи, некритично воспринимающей и усваивающей откровенную халтуру благодаря заманчивым, ярким "музыкальным оберткам". При этом определенные области искусства, не сулящие новоиспеченным деятелям "шоубизнеса" гарантированных сверхприбылей, оказались, по существу, в информационной блокаде. Особенно тяжело приходилось в 90-е годы заведомо дотационным сферам художественного творчества, включая народноинструментальное исполнительство этнографического либо академического направления. В какойто момент и правительственным, и региональным чиновникам от культуры показалось чрезвычайно соблазнительным внедрить здесь принципы самоокупаемости и даже доходности в качестве важнейших критериев "естественного отбора" разумеется, огромная роль народной музыки в воспитании детей и юношества, ее колоссальный нравственный и эстетический потенциал просто не учитывались нашими горе-руководителями. А новоиспеченные "спонсоры" связывали финансовою поддержку того или иного коллектива с переходом на коммерческие "рельсы", производством "экспортных" псевдонациональных поделок, рассчитанных на западного обывателя.
О наметившихся негативных тенденциях еще в начале 90х годов с тревогой предупреждали музыкальную общественность страны выдающиеся деятели отечественной народно-инструментальной культуры. Приведу лишь некоторые высказывания . Народный артист России А. И. Полетаев: "...Что такое русская музыкальная культура и ее традиции, ее задачи? Это предельный гуманизм, это предельное бескорыстие. Почему наши мелодии популярны во всем мире? Потому что этот гуманизм закодирован в музыке. Не нужны слова, чтобы это понимать, и Чайковский, и Рахманинов воспитаны на русской песне, на этом бескорыстии.
Так вот, целомудрие русской музыки сегодня подменяется, заменяется клоунадой, эксцентрикой. Люди начинают стремиться к "экзотике". Они борются за выживание, они вынуждены это делать. И мы начинаем спекулировать, используя наши инструменты. Я не виню музыкантов, я только констатирую, что они, борясь за выживание, за так называемую валютность, уже доходят до пошлости на сцене. И это невзирая на талант, предельную изобретательность, виртуозность, артистизм...
Народный артист России М. Ф. Рожков: "...Меня очень беспокоит поколение молодых людей, которые ограничивают свою культуру и музыкальное воспитание только нажатием кнопки телевизора или магнитофона. Мы знаем, что приобщение к подлинной музыкальной культуре идет через собственное участие в создании музыки... Если человек в детстве прикоснется к музыкальному инструменту, …он станет ближе к миру искусства…".
Народный артист России А. А. Цыганков: "...Культура нуждается в меценатстве, она нуждается в поддержке государства. И я совершенно согласен с тем, что наш жанр должна поддерживать общественность… И, конечно, дальнейшая жизнь нашего жанра нуждается в защите, сохранении и развитии традиций…".
Безусловно, рубеж XX и XXI столетий ознаменовался некоторыми позитивными сдвигами в народноинструментальном искусстве донского региона. Прежде всего, это связано с созданием профессионального оркестра русских народных инструментов "Дон" Ростовской областной филармонии (рук. К. Д. Хурдаян), правда с опозданием на 20 лет, но и это единичный пример. Из 15 некогда активно функционирующих ансамблей народных инструментов сегодня полноценно функционируют 23 коллектива. Регион не располагает продуманной стратегией содействия ведущим солистам и коллективам, в течение десятилетий достойно представлявших музыкальное искусство Дона как на всероссийском и всесоюзном уровне, так и за рубежом. Существенная помощь требуется и многим учебным коллективам русских народных инструментов общепризнанным "кузницам" профессиональных музыкантов-ансамблистов, ведущим активную культурно-просветительскую деятельность и обеспечивающим подлинно преемственную связь поколений в сфере музыкального воспитания и образования.
К сожалению, сегодня мы пожинаем плоды сложившегося стереотипа восприятия попкультуры зрелищность, часто подменяющая содержание исполняемой музыки, мастерство исполнителей и звучание ансамблей, репертуар и качество инструментовок. Серьёзного отношения в средствах массовой информации к народным инструментам как к средству воспитания масс не просматривается, не чувствуется заинтересованности ни государства, ни общества. Оказалось, что искусство игры на русских народных инструментах, все годы интенсивно развивавшееся и достигшее вершин исполнительской культуры и признания на международном уровне, сегодня практически никому не нужно. Напрашиваются выводы, что в последние годы наше искусство перестало быть необходимым в культурном потоке жизни страны? Может быть сегодня народу ближе "попса", чем наигрыши Б. Трояновского? Может мы уже история?
Очевидно, что ансамблям народных инструментов сегодня не нужно подражать назойливо выступающим по телевидению попколлективам. Этот путь еще ниже опустит планку восприятия и отношения публики, и в таком виде наше искусство потеряет свою индивидуальность. Очевидный путь "народников" не опускаться "на потребу" публики, а создавать шедевры исполнительского искусства, способные пробудить интерес к лучшим образцам музыки звучащей на народных инструментах. Когда слышишь "Липу вековую" в исполнении оркестра русских народных инструментов под управлением Н. Н. Некрасова, в твоей душе появляется живой отклик на происходящее, уверенность в необходимости такой музыки. Это должно быть осознано как теми, кто занимается развитием исполнительского искусства, так и теми, кто планирует перспективы движения культуры нашей страны. Должен быть выработан стратегический план развития оригинального национального достояния, каким является исполнительство на русских народных инструментах, поддержки музыкантов и коллективов, работающих в этом жанре.
В чём поддержка? На государственном уровне необходимо решить вопрос о минимальной оплате обучения детей в музыкальных школах для сословий желающих, но материально не имеющих этой возможности. Сегодня дети перестали идти учиться на домру, балалайку. Эта проблема затрагивает и баян. А кто в основном раньше учился на этих инструментах, дети какого сословия? Обучение детей музыке на народных инструментах не должно быть привилегией только состоятельных членов общества, которые в дальнейшем не связывают свою судьбу с музыкой, её пропагандой и развитием. Отсутствие конкурсного отбора в музыкальные школы и работа с детьми только на уровне начального ознакомления с игрой на инструментах ничего не дает для эстетического воспитания и перспективы развития жанра. Таланты выявляются и просеиваются с самого раннего детства, и для этого необходимо иметь возможность как можно шире привлечь к балалайке, домре баяну широкие массы. Чем больше детей будет вовлечено в процесс обучения, тем больше вероятность открытия музыкально одарённой личности.
Но, пожалуй, самое главное в системе музыкального воспитания нужно решить проблему поднятия престижности профессии музыканта, педагога в глазах детей и родителей. Они должны видеть, что эта профессия кормит, дает возможность нормально жить человеку, занимающемуся этим ремеслом и пользоваться всеми плодами цивилизации. Сегодняшние успехи признанных во всём мире исполнительских школ игры на баяне, аккордеоне, балалайке, домре были заложены в предыдущие годы (как сегодня говорят до развала СССР). И сегодня, если не будет притока кадров желающих заниматься на народных инструментах, традиции исполнительства в своем массовом, а значит и в широком просветительском, воспитательном плане могут быть утеряны. А когда вновь вернётся общественный интерес к народным инструментам, всё придется начинать с начала, как это было во времена В. В. Андреева, с обучения по цифровой системе…
Получив только образование этого очень мало. Для того, чтобы стать настоящим профессиональным музыкантом нужно много работать, совершенствовать своё мастерство, регулярно репетировать, обновлять программы, в соответствии с планом работы филармонии выезжать "в глубинку" обслуживать районы области, жить в гостиницах, питаться где придётся. Этот подвижнический труд сегодня у многих не вызывает энтузиазма. Молодёжь не хочет идти за эти деньги работать в такие коллективы.
Музыканты старшего поколения были воспитаны на идеологии служения избранному необходимому делу, своему призванию. И были уверены, что это единственный путь, что это и есть наполненная ежедневным трудом полноценная жизнь на уровне подвига. С энтузиазмом участвовали в музыкальном, культурном воспитании масс, подрастающего поколения. Всё это делали искренне, с верой, что это необходимо. Самоотверженно, невзирая на оплату, работали на будущее. Хотя до сих пор будущее как бы и не появляется. Мы что, не правильно работали? Или всё было настолько формализовано, что воспринималось как "обязаловка". В чём причина? Разобравшись в причинах, возможно понять, что делать дальше.
Конечно мы музыканты старшего поколения обречены. Обречены своей профессией, тем, что уже сделано и с чем мы не хотим расставаться. Мы не можем всё бросить и пойти работать в ту сферу деятельности, которая приносит необходимый по нынешней жизни доход. Наша душа не позволит этого сделать. Чтото мы не так делали, не так работали? Хотя по себе я могу сказать, что я и мои коллеги в своей жизни делали и делают всё, или почти всё, чтобы стало лучше.
Народно-инструментальными коллективами Дона пройден славный путь, накоплен солидный творческий потенциал, выращены замечательные музыкантыподвижники, способные к новым значительным свершениям, необходимость которых сегодня трудно переоценить.
Заслуженный артист России,
кандидат искусствоведения,
профессор Ростовской консерватории
Ушенин В. В.
|
Дорогие друзья!
Я искренне рад приветствовать вас на моем сайте!
Здесь Вы сможете найти:
Около 100 аранжировок для различных видов ансамблей и переложений для баяна соло.
В описании изданий Вы сможете прочитать одну из глав некоторых книг.
Компакт-диски ансамбля "Калинка" и
видеозаписи концертов этого коллектива.
А также, сможете ознакомиться с информацией о моей «».
Популярные книги
Исполнительское мастерство современного баяниста (аккордеониста)
Школа игры на аккордеоне
|