Статьи
Работа со смешанным ансамблем русских народных инструментов
Современные тенденции в сфере исполнительства на русских народных инструментах
связаны с интенсивным развитием ансамблевого музицирования, с функционированием
разнообразных типов ансамблей при филармониях и дворцах культуры, в различных учебных
заведениях. Отсюда вытекает необходимость целенаправленной подготовки руководителей
соответствующих ансамблей на отделениях и факультетах народных инструментов музыкальных
училищ и вузов страны.
Однако воспитание ансамблиста в учебной практике, как правило, сопряжено с известными
ограничениями. Педагогам обычно поручают вести однородные ансамбли: баянистам – ансамбли
баянов, домристам или балалаечникам – ансамбли струнных щипковых народных инструментов.
Составы данного типа получили большое распространение в профессиональном исполнительстве.
Достаточно вспомнить такие прославленные ансамбли, как трио баянистов А. Кузнецов, Я.
Попков, А. Данилов, дуэт баянистов А. Шалаев – Н. Крылов, Уральское трио баянистов, квартет
Киевской филармонии, ансамбль «Сказ» и др.
Несомненно, работа с однородными ансамблями – дуэтами, трио, квартетами баянов, трио,
квартетами и квинтетами домр, унисонами балалаек и т. п. – очень важна. Тем не менее,
описываемые ограничения в деятельности педагогов училищ и вузов препятствуют полноценной
подготовке молодых специалистов, – ведь фактически выпускники музыкальных училищ очень
часто сталкиваются с необходимостью руководства смешанными ансамблями. Чаще всего
последние состоят из струнных инструментов и баяна. Занятия с подобными коллективами
должны стать органической составной частью учебного процесса.
Приступая к работе, современный педагог сталкивается с неизбежными трудностями: во-
первых, с острым дефицитом методической литературы, посвящённой смешанным ансамблям
русских народных инструментов; во-вторых, с ограниченным количеством репертуарных
сборников, включающих проверенные концертной практикой интересные оригинальные
сочинения, транскрипции, переложения и учитывающих различные уровни подготовки и
творческие направления указанных составов. Большая часть издаваемой методической литературы
обращена к камерным ансамблям академического профиля – с участием смычковых инструментов
фортепиано. Содержание таких публикаций требует значительной корректировки с учетом
специфики народно-ансамблевого музицирования (см., например, [1]).
В настоящей статье характеризуются основные принципы работы со смешанным квинтетом
русских народных инструментов. При этом целый ряд практических советов и рекомендаций,
высказываемых ниже, относится и к другим видам смешанных ансамблей.
Главной проблемой, решаемой в процессе работы с названными коллективами, является
определение оптимальных тембровых, громкостно-динамических и штриховых соотношений
струнных инструментов и баяна (исходя из несовпадения источников звука, способов
звукоизвлечения и различной акустической среды).
Тембры инструментов принадлежат к числу наиболее ярких средств выразительности в
арсенале смешанного ансамбля. Из многообразных тембровых соотношений, возникающих в
процессе исполнения, можно выделить автономные характеристики инструментов (чистые
тембры) и комбинации, возникающие при совместном звучании (смешанные тембры). Чистые
тембры обычно используются в том случае, когда одному из инструментов поручено
мелодическое solo.
Необходимо подчеркнуть, что звучание любого инструмента вбирает в себя множество
«внутренних» тембров. У струнных следует принимать во внимание тембровую «палитру» каждой
струны, изменяющуюся в зависимости от тесситуры (подразумеваются особенности звучания
определенного участка струны), несовпадение тембра в различных точках соприкосновения со
струной (медиатора или пальца), специфику материала, из которого изготавливается медиатор
(капрон, кожа, пластмасса и т. д.), а также соответствующий потенциал разнообразных
исполнительских приемов. У баяна – тесситурную неоднородность тембров, их соотношения на
правой и левой клавиатурах, тембровое варьирование при помощи определённого уровня давления
в меховой камере и различных способов открытия клапана, а также громкостных изменений.
Для выделения тембра одного из струнных инструментов – участников ансамбля –
рекомендуется применять регистровые комбинации, которыми располагает современный готово-
выборный многотембровый баян. Тембровое слияние баяна с инструментами сопровождения
обеспечивается одноголосными и двухголосными регистрами.
«Подчёркиванию» же баянного тембра, в зависимости от особенностей фактуры, способствуют
любые многоголосные сочетания регистров, которые в ансамбле со
струнными обеспечивают необходимую тембровую рельефность.
|
Дорогие друзья!
Я искренне рад приветствовать вас на моем сайте!
Здесь Вы сможете найти:
Около 100 аранжировок для различных видов ансамблей и переложений для баяна соло.
В описании изданий Вы сможете прочитать одну из глав некоторых книг.
Компакт-диски ансамбля "Калинка" и
видеозаписи концертов этого коллектива.
А также, сможете ознакомиться с информацией о моей «».
Популярные книги
Исполнительское мастерство современного баяниста (аккордеониста)
Школа игры на аккордеоне
|