Статьи
Работа со смешанным ансамблем русских народных инструментов
Соединение звуков играет важную роль в процессе интонирования, включая музыкальную
фразировку. В зависимости от характера музыки, применяются разнообразные способы
соединения – от максимального разграничения до предельного слияния звуков. В связи с этим
чрезвычайно существенным в ансамблевой работе является достижение синхронности –
«совпадения с предельной точностью мельчайших длительностей (звуков или пауз) у всех
исполнителей» [2, 22]. Синхронность возникает благодаря единому пониманию и чувствованию
партнерами темповых и метрических параметров, ритмической пульсации, атаки и снятия каждого
звука. Малейшее нарушение синхронности при совместной игре разрушает впечатление
слитности, ансамблевого единства. Весьма важен в данной ситуации выбор оптимального темпа,
который в процессе работы над произведением может меняться. В заключительный период
репетиционных занятий темповые характеристики определяются возможностями коллектива
(технической оснащенностью, спецификой индивидуального звукоизвлечения), а главное –
образным строем произведения.
Обеспечению ритмического единства ансамблевого звучания способствует формирование у
всех участников метрической опоры. Роль соответствующего фундамента в ансамбле обычно
отводится балалайке-контрабасу, характерный тембр которой выделяется на фоне звучания других
инструментов. Подчеркивая сильную долю такта, балалаечник-контрабасист оказывает активное
воздействие на общий характер музыкального движения в соответствии с фразировкой мелодии.
Для достижения синхронности ансамблевого исполнения важно ощущать единство
ритмической пульсации, которое, с одной стороны, придает звучанию необходимую
упорядоченность, с другой – позволяет избежать несовпадений в разнообразных комбинациях
мелких длительностей, особенно при отклонении от заданного темпа. В зависимости от
последнего, а также от образно-эмоционального строя исполняемого сочинения, для всех
участников ансамбля выбирается однотипная единица пульсации. Обычно на первоначальной
стадии разучивания технически сложного произведения в качестве единицы пульсации
выбирается наименьшая длительность; в дальнейшем, с ускорением темпа, – более крупная. При
этом рекомендуется время от времени возвращаться к относительно медленным темпам и,
разумеется, к соответствующим единицам пульсации.
В качестве пояснения приведём следующий пример – Скерцо Ф. Мендельсона (из музыки к
комедии У. Шекспира «Сон в летнюю ночь»). Единицей пульсации в медленном темпе здесь
становится шестнадцатая длительность, что способствует точному соизмерению восьмых и
шестнадцатых. В быстром темпе аналогичная функция придаётся четверти с точкой или восьмой.
|
Дорогие друзья!
Я искренне рад приветствовать вас на моем сайте!
Здесь Вы сможете найти:
Около 100 аранжировок для различных видов ансамблей и переложений для баяна соло.
В описании изданий Вы сможете прочитать одну из глав некоторых книг.
Компакт-диски ансамбля "Калинка" и
видеозаписи концертов этого коллектива.
А также, сможете ознакомиться с информацией о моей «».
Популярные книги
Исполнительское мастерство современного баяниста (аккордеониста)
Школа игры на аккордеоне
|