Статьи
Работа со смешанным ансамблем русских народных инструментов
Смешанные тембры возникают в результате сочетания чистых тембров и образуют множество
комбинаций.
Теснейшим образом с тембрами связаны громкостно-динамические и штриховые
характеристики инструментов. В ансамблевом музицировании особенно большое значение
приобретает громкостно-динамический баланс, обусловленный рациональным и художественно
оправданным использованием соответствующих ресурсов. Громкостный «рельеф» каждой партии
определяется исходя из состава ансамбля, особенностей инструментовки и тесситуры других
партий, функций отдельных голосов в музыкальном развитии на протяжении той или иной пьесы.
Основные принципы дифференциации громкостных уровней применительно к смешанному
ансамблю можно сформулировать так: нижняя граница – качественное интонирование в условиях
предельно тихой звучности, верхняя граница – тембрально насыщенное, без треска звучание
струнных. Иными словами, при использовании громкостно-динамических возможностей
инструментов должна соблюдаться мера, с тем, чтобы колорит каждого инструмента не
становился ни искаженным, ни обедненным.
Штриховые соотношения инструментов в процессе совместного музицирования – пожалуй,
самая сложная проблема ансамблевого исполнительства. Сложность эта объясняется
недостаточной разработанностью теоретических аспектов штриховой техники в струнно-
щипковой и баянной методиках.
Многочисленные штрихи, применяемые в ансамблевом исполнительстве, можно условно
разделить на две большие группы: «эквивалентные» (родственные) и «комплексные»
(единовременные сочетания разных штрихов). В тех случаях, когда характер изложения
предполагает слитное звучание ансамбля, закономерные расхождения, обусловленные различной
природой звукоизвлечения на щипковых и баяне, максимально сглаживаются, приводятся к
единому звуковому «знаменателю». Поэтому наибольшую сложность в смешанных ансамблях
представляет исполнение «эквивалентных» штрихов.
Что же способствует формированию отмеченного единства в коллективном воплощении
названных штрихов? Прежде всего, изучение важнейших особенностей звукообразования и
развития звука (атаки, ведения, снятия), а также принципов его соединения со следующим звуком.
В зависимости от специфики звукоизвлечения, присущей конкретному инструменту, от звучащего
тела (струны, металлической пластинки) и способов его возбуждения (пальцем или медиатором –
щипковые, давлением воздуха на металлический язычок и определённым нажатием клавиши –
баян), наблюдаются несовпадения тех или иных характеристик применительно к каждой фазе
звучания.
Атака звука. На данном этапе звучания у струнных используются три основных приёма игры:
тремолирование, щипок и удар. Обнаруживаются следующие соответствия в способах атаки
между струнными и баяном:
мягкая атака: tremolo у струнных адекватно эластичной подаче воздуха с одновременным
нажимом клавиши на баяне;
твердая атака: щипок у струнных соответствует предварительному ведению меха,
создающему давление в меховой камере, с резким нажимом (толчком) клавиши на баяне;
жесткая атака: удар по струне или струнам соотносится с предварительным давлением в
меховой камере и ударом по клавише на баяне.
Ведение звука. В этой фазе у струнных различаются два типа звучания: затухающий (после
атаки, осуществляемой щипком или ударом) и тянущийся (посредством тремолирования). На
баяне затухающее звучание связано с «нисходящей» громкостной динамикой (ослаблением
давления в меховой камере), которая предопределяется характером и скоростью затухания звука у
струнных. Применительно ко второму типу звучания и на струнных, и на баяне возможны любые
громкостно-динамические изменения.
Снятие звука – наиболее сложная фаза (в плане ансамблевой координации), востребующая
дополнительного анализа упомянутых выше фаз. Так, при атаке щипком или ударом без
«подхватывающего» ведения (tremolo или vibrato) звук у струнных прерывается снятием пальца
левой руки (иногда приглушается правой рукой). На баяне указанному приёму соответствует
снятие пальца с последующей остановкой меха, обусловленной характером снятия. При атаке и
ведении звука tremolo снятие у струнных осуществляется одновременной остановкой медиатора и
снятием пальца. На баяне адекватный звуковой результат достигается посредством остановки меха
и синхронного снятия пальца с клавиши.
|
Дорогие друзья!
Я искренне рад приветствовать вас на моем сайте!
Здесь Вы сможете найти:
Около 100 аранжировок для различных видов ансамблей и переложений для баяна соло.
В описании изданий Вы сможете прочитать одну из глав некоторых книг.
Компакт-диски ансамбля "Калинка" и
видеозаписи концертов этого коллектива.
А также, сможете ознакомиться с информацией о моей «».
Популярные книги
Исполнительское мастерство современного баяниста (аккордеониста)
Школа игры на аккордеоне
|