Статьи
Жизнь, посвященная баяну (К 60-летию В.А. Семенова)
Статья из журнала «Южно-российский музыкальный альманах - 2006», Ростов-на-Дону.
Прошедшие по всей стране, в том числе и в донском регионе, юбилейные концерты нашего замечательного земляка, народного артиста России, профессора Российской академии музыки им. Гнесиных, лауреата международного конкурса композиторов,
вице-президента Всемирной организации аккордеонистов, орденоносца Вячеслава Анатольевича Семенова в который раз приковали внимание музыкальной общественности к этой личности.
И это не случайно: несмотря на то, что юбиляр уже долгое время живет и работает в Москве, ростовчане продолжают развивать традиции баянной школы, заложенные В. А. Семеновым в годы работы заведующим кафедрой РГК.
Его творчество - образец триединства исполнительства, педагогики и композиторской деятельности, находящихся в теснейшей взаимосвязи и взаимном обогащении.
Вячеслав Семенов - замечательный исполнитель-виртуоз, искусству которого рукоплескали более чем в 40 странах мира.
Только за последние 5 лет им сыграно более 200 концертов в престижнейших залах Франции, Германии, Великобритании, Дании, Швеции, Норвегии, Голландии, Польши, Болгарии, Литве, США, Португалии, Испании, Китая.
Наверно, сейчас в мире нет баяниста или аккордеониста, который бы не знал музыки Вячеслава Семенова. Сонаты и фантазии, сюиты и рапсодии, каприсы и обработки народных мелодий, созданные В. Семеновым, играют в разных странах и ученики, и выдающиеся музыканты-виртуозы.
Его произведения фигурируют в качестве обязательных пьес на авторитетных конкурсах.
Из высказываний лауреата международного конкурса Михаила Зацепина:
"В его Фантазии памяти Василия Шукшина "Калина красная" соединилось три больших таланта: В. Шукшин, Я. Френкель и В. Семенов. Здесь показывается судьба В. Шукшина и драматическая судьба нашего народа. Поэтому она так трогает… Когда звучит баян Семенова, звучит Россия".
Подобное отношение к творчеству В. Семенова предопределяется важнейшими особенностями авторского стиля. С одной стороны, в нем явственно прослеживается почерк опытнейшего мастера-интерпретатора, в совершенстве владеющего инструментом.
Эта музыка дает современным баянистам возможность с блеском продемонстрировать выразительные и красочные возможности инструмента, многосторонне реализовать свой артистический потенциал. Максимум внимания автор уделяет исполнительскому удобству и естественности любого приема, движения, штриха или нюанса.
С другой стороны, В. Семенов не склонен тиражировать стереотипы традиционного баянного репертуара.
С особой наглядностью это "двуединство" реализуется в сочинениях последнего десятилетия: Первая и Вторая сонаты, Три каприса, "Брамсиана", "Посвящение", концерт "Фрески", выдвигающих перед баянистами целый ряд непростых задач.
…С Вячеславом Семеновым я познакомился в 1960 году, когда мы 14-летними пареньками поступили в Ростовское музыкальное училище и начали заниматься в классе Анны Николаевны Крахоткиной - замечательного педагога, большой души человека, пианистки и композитора по образованию.
В отличие от нас, ростовчан, имевших за плечами музыкальную школу и получивших навыки игры на баяне от преподавателей, окончивших музыкальное училище, Слава не имел начального образования. Свои первые музыкальные впечатление и навыки игры он получил от отца-баяниста, работавшего директором и музыкальным руководителем дворца культуры поселка Быстрогорска Тацинского района Ростовской области.
При такой подготовке ему приходилось усиленно догонять остальных, но Слава всегда был Славой! Иногда кажется, что само имя в его судьбе сыграло немаловажную роль. Что-то постоянно заставляло двигаться его к вершинам Славы! Уже с первого курса Семенов отличался активным стремлением стать одним из лучших.
Заложенная в нем с детства энергетика, отменное физическое здоровье, незаурядная трудоспособность, сила характера позволили ему к четвёртому курсу войти в число лучших баянистов училища. Уже тогда его игра отличалась большой эмоциональной выразительностью, искренностью переживаний, масштабностью и организованностью мышления.
В музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных, куда Вячеслав поступил в 1964 году, начинается новый этап творческой биографии: накопление знаний, впечатлений, первые серьезные испытания на исполнительском поприще, зарождение идей, которые неуклонно реализовывались им в дальнейшем.
Семенов попадает в класс по специальности к Анатолию Алексеевичу Суркову, в то время концертирующему баянисту, известному автору обработок для баяна. На международном конкурсе в г. Клингентале (ГДР) в 1967 году Вячеслав становится дипломантом, а через год приходит новый успех: на международном конкурсе в рамках IX Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Софии Семенов удостаивается бронзовой медали и звания лауреата.
Открывается перспектива концертной практики по окончании института. Но жизнь распорядилась иначе: его направляют на работу в Ростовский музыкально-педагогический институт, где он, будучи еще студентом пятого курса Гнесинки, начинает свою педагогическую деятельность. Все это не помешало ему с блеском окончить институт и поступить в ассистентуру-стажировку.
В Ростове проходит созревание Семенова как профессионала. В 1971 году его, еще молодого педагога, но уже известного музыканта назначают заведующим кафедрой народных инструментов. За короткий срок кафедра выходит на передовые рубежи. Начиная с 1975 года, на различных конкурсах ростовчане составляют серьезную конкуренцию уже завоевавшим признание представителям баянных школ Москвы, Ленинграда, Киева.
Стабильность успехов воспитанников кафедры выдвинула Семенова в число ведущих деятелей баянного искусства в стране и за рубежом. С середины 70-х годов Вячеслав Анатольевич постоянно участвует в работе жюри всероссийских, всесоюзных и международных конкурсов. А в 1982 году его избирают вице-президентом Всемирной ассоциации аккордеонистов.
Но все же главным направлением творческой деятельности в эти годы было исполнительство. После успеха на Международном конкурсе в Клингентале Семенов начинает вести активную концертную деятельность. Что же привлекает в Семенове-артисте? Вот что написано в одной из рецензий: "Семенов очень глубоко ощущает современность, ее светлые и темные течения, ее сложные ритмы. Очень непростые для восприятия вещи он насыщает своим ощущением мира, и они становятся близкими слушателю".
И далее: "В Мессиане, одном из сложнейших авторов современности, Семенов, прежде всего, ищет и находит общечеловеческое начало. Финал органной сюиты Мессиана утрачивает приданный ему автором мистический оттенок, наливаясь очень земной, клокочущей мощью..."
|
Дорогие друзья!
Я искренне рад приветствовать вас на моем сайте!
Здесь Вы сможете найти:
Около 100 аранжировок для различных видов ансамблей и переложений для баяна соло.
В описании изданий Вы сможете прочитать одну из глав некоторых книг.
Компакт-диски ансамбля "Калинка" и
видеозаписи концертов этого коллектива.
А также, сможете ознакомиться с информацией о моей «».
Популярные книги
Исполнительское мастерство современного баяниста (аккордеониста)
Школа игры на аккордеоне
|